Использование современных педагогических технологий в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста как эффективная форма обучения и развития творчества воспитанников.

01.01.2017

Хакимова Р.Д.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад № 2»,

Пархоменко Н.С.,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 2»

Актуальность:

На современном этапе развития дошкольного образования происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования обогащается, усложняется, акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер.

Дети дошкольного возраста готовы активно познавать окружающий мир. Они любят наблюдать, слушать, а особенно – действовать, хотя далеко не всегда им хватает запаса знаний, умений и навыков. Но сформировать целостную картину у них необходимо. В этом огромная роль принадлежит взрослому, который, помогая получать знания и подкреплять их практическими действиями, все более предоставляет детям самостоятельность, необходимую для последующего обучения и развития у них творчества. Однако это сделать невозможно без обучения воспитанников способам познания окружающего мира. Вот тут на помощь педагогу и приходят инновационные технологии обучения и воспитания детей, которые сочетают прогрессивные технологии и традиционные, доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

Новизной в работе является объединение разных форм образовательной деятельности, ранее известных и современных технологий для развития самостоятельной творческой деятельности детей: метод проектов, технология развивающего обучения, технология детского экспериментирования, игровая технология.

Целью работы является создание условий для развития самостоятельной творческой деятельности детей.

Для организации познавательно-исследовательской деятельности детей были использованы следующие технологии:

Педагогическая технология «Метод проектов» -представляет собой гибкую модель организации образовательного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности ребенка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов. Метод проектов направлен на результат, который можно получить при решении той или иной значимой проблемы. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей.

Технология развивающего обучения –это активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности на основе использования зон актуального и ближайшего развития.

Педагогическая технология детского экспериментирования –это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения выдвинутого предположения.

Игровая технологияобладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. Данная технология представлена в виде игры-драматизации по сказке, в ходе которой закреплены знания об одном из свойств льда.

Тема образовательной деятельности: практическое изучение свойств льда и его применения в окружающей жизни.

Название проекта: «Ледяное царство».

Вид проекта:

Исследовательский, творческий.

Срок реализации:

1 месяц – в течение декабря 2017 года.

Задачи:

Образовательные:

систематизировать словарный запас по теме «Зима»; «Лёд. Свойства льда»;Хочу такой сайт

Коррекционно-развивающие:

учить детей искать ответы на поставленные вопросы в разных источниках, самим делать умозаключения на основе полученных результатах действий, правильно подбирать слова, формулировать свое высказывание: предположение, умозаключение, вывод, отвечать точно на поставленный вопрос, развивать любознательность, наблюдательность, творческое воображение, пытливость ума;

Воспитательные:

воспитывать социально-коммуникативные навыки –умение общаться со взрослыми и сверстниками, стремление узнавать новое.

Предполагаемый результат:

- у детей будут систематизированы знания по теме «Зима», «Лёд. Свойства и применение льда»; дети под руководством взрослых постараются найти ответ на вопрос «Что такое «лёд»?»;

- поупражняются в подборе наиболее точных слова, в правильном формулировании своего высказывания, в ответах на поставленные вопросы;

- получат опыт коллективных практических действий со льдом: получение прозрачного и цветного льда, изучение свойств льда; опыт социально-коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, дополнительную мотивацию к познанию нового;

- составят узоры из цветного льда и построят композицию изо льда (по их выбору);

- поучатся использовать знания из книг, источников средств массовой информации, полученный ранее опыт для построения умозаключения и выводов о свойствах и применении льда, зимней погоде.

Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста по теме «Зима. Лёд и свойства льда» включала в себя следующие этапы:

  1. Актуализация знаний детей по теме «Зима. Лёд, свойства льда», выбор и формулирование темы проекта.
  2. Постановка цели проекта, планирование деятельности.
  3. Использование ранее полученного опыта. Изучение энциклопедических сведений, опыта взрослых о свойствах льда и его применении.
  4. Самостоятельное изготовление льда, практическое изучение свойств льда, составление коллажей, постройка аквариума изо льда.
  5. Подведение итогов, презентация результатов исследования родителям, включение полученных знаний в повседневную жизнь.

Были получены результаты:

- у детей систематизированы знания по теме «Зима», «Лёд. Свойства и применение льда»;

- дети нашли ответ на вопрос «Что такое «лёд»?»;

- поупражнялись в подборе наиболее точных слова, в правильном формулировании своего высказывания, в ответах на поставленные вопросы;

- получили опыт коллективных практических действий со льдом: получение прозрачного и цветного льда, изучение свойств льда; опыт социально-коммуникативного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, дополнительную мотивацию к познанию нового;

- составили узоры из цветного льда и построили аквариум из прозрачного льда;

- научились использовать знания из книг, источников средств массовой информации, полученный ранее опыт для построения умозаключения и выводов о свойствах и применении льда, зимней погоде.

Таким образом, практика показала, что объединение разных форм и технологий образовательной деятельности в познавательно-исследовательской работе с детьми позволяет активизировать ранее полученные знания, повысить активность детей, их мотивацию к самостоятельной деятельности и изучению нового.

Просмотров всего: , сегодня:

Использование современных педагогических технологий в организации познавательно-исследовательской деятельности детей.pdf (скачать) (посмотреть)
Тезисы_педагогического_опыта_ИСПОЛЬЗОВАНИЕ_СОВРЕМЕННЫХ_ПЕДАГОГИЧЕСКИХ_ТЕХНОЛОГИЙ__В_ОРГАНИЗАЦИИ_ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ_РАБОТЫ_С_ДЕТЬМИ.PDF (скачать) (посмотреть)

Дата создания: 23.11.2018

Дата обновления: 23.11.2018

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».