Дополнительная образовательная программа театрального кружка "ВЕСНУШКА" для детей 5-6 лет

ПЛАН
Введение
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи программы
1.1.2. Принципы проведения театрализованной деятельности:
1.2. Планируемые результаты
1.3. Развивающее оценивание качества театрализованной деятельности
дошкольников
2. Содержательный раздел
2.1. Описание дополнительной образовательной деятельности «театральная
деятельность» в соответствии с направлениями развития ребенка,
представленными в образовательных областях.
2.2. Взаимодействие взрослых с детьми
2.3. Взаимодействие педагогов
с семьями дошкольников, посещающих
театральный кружок
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды и
материально-техническое обеспечение
3.3. Кадровые условия реализации
3.4. Календарно-тематическое планирование деятельности театрального кружка
«Веснушка»
3.5. Режим работы театрального кружка «Веснушка»
3.6. Перспективы работы по совершенствованию и развитию театрального
кружка «Веснушка»
3.7. Библиографический список

03
05
05
05
06
07
08
09
09

10
12
13
13
14
14
15
17
17
18

2

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Дошкольное детство – период начала формирования личности человека, раскрытия его
склонностей и способностей. Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные
установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру,
обществу, семье и самому себе.
В этот период можно и нужно формировать ценностные ориентиры у детей, духовнонравственные качества личности каждого ребенка. Именно в дошкольном возрасте возможно
предупредить отклонения в поведении ребенка, скоррегировать или компенсировать
нарушенные стороны: физические, эмоциональные, познавательные или речевые недостатки.
Ведущим видом деятельности детей-дошкольников является игра. Поэтому наиболее
эффективным средством развития и коррекции (компенсации) разных сторон личности
ребенка является именно игра. В игре ребенок «проживает» ту или иную роль, обыгрывает
различные жизненные ситуации. Однако не всегда малыш способен самостоятельно
научиться брать на себя ту или иную роль или договориться по поводу совместной
деятельности, или правильно оценить свое поведение и поведение сверстников. Тут на
помощь приходят театрализованные игры под руководством взрослого.
Театрализованная деятельность – это удивительный мир сказочного волшебства и
перевоплощения. Она является важным фактором в художественно-эстетическом развитии
ребенка и позволяет активно влиять на развитие его эмоционально-волевой сферы.
Наиболее близки для детей дошкольного возраста сказки. Поэтому театрализованная
деятельность дошкольников связана с подготовкой и показом театрализованных сказок. Это
и понятно. Сказка является для детей наиболее доступным жанром литературы. Сказка
позволяет осуществлять духовно-нравственное и эстетическое воспитание детей, т.к. сказки
учат детей быть добрыми и честными, справедливыми и смелыми, дружными и
трудолюбивыми. Так, сказка «Колобок» учит детей тому, что хвастовство может привести к
беде, сказка «Репка» формирует у детей младшего дошкольного возраста стремление быть
дружными, трудолюбивыми, сказки «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» и
«Теремок», «Сказка о рыбаке и рыбке» предостерегают детей от опасных ситуаций,
воспитывают у детей дружелюбие, учат детей находить выход в трудных ситуациях,
высмеивают трусость, жадность, злость и хитрость.
Жанр сказок является очень важным средством формирования у детей представлений о
добре и зле, норм поведения и взаимодействия друг с другом. В сказках ребенок встречается
с идеальными образами героев, что помогает выработать у малышей положительное
нравственное отношение к жизни.
Принимая на себя ту или иную роль героев сказки, ребенок учится передавать черты
характера героя, раскрепощаясь эмоционально, получает огромное удовольствие от
собственного выступления перед сверстниками и взрослыми. Любое выступление, в том
числе и театральное, для детей – это значимое событие и праздник. Их собственное
выступление – это повод для общения с другими детьми и взрослыми, они рассказывают об
этом событии, делятся впечатлениями о характере героев, о костюме, о содержании сказки.
Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои
впечатления и эмоции. Участвуя в спектаклях и представлениях, дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно
поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний
постепенно и ненавязчиво активизируется словарный запас детей, совершенствуется звуковая
культура его речи, просодическая сторона речи. Исполняемая роль, произносимые реплики
ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается
диалогическая речь, грамматический строй речи.
3

Таким образом, театрализованные игры способствуют развитию речи дошкольников:
содержательной и эмоциональной сторон языка, являются эффективным средством
умственного развития, источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий,
приобщают к духовным ценностям, развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют
его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Содержание программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три
основных раздела – целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел программы определяет ее цели и задачи, планируемые результаты ее
освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел программы включает описание театрализованной
деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в разных образовательных
областях – социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественноэстетической, физической.
Программа определяет содержание театрализованной деятельности детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание социального мира в
процессе взаимодействия с ним), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) форма активности ребенка.
Содержательный раздел программы включает описание театрализованной деятельности
с детьми, обеспечивающей социализацию и адаптацию дошкольников в обществе.
Организационный раздел программы описывает систему условий реализации
театрализованной деятельности, необходимых для достижения целей программы,
планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности
организации театрализованной деятельности, а именно описание:
–материально-технических условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей театрализованной деятельности,
– способов и направлений поддержки детской инициативы,
– особенностей взаимодействия руководителей театрального кружка с семьями
дошкольников,
– особенностей приобщения детей к театрализованной деятельности с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию
театрализованной деятельности с детьми.

4

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи программы
Цель программы: приобщение детей к духовным и нравственным ценностям, развитие
личности ребенка через театрализованную деятельность.
Цель программы достигается через решение следующих задач:
1. охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, в том числе их
эмоциональное благополучие;
2. создавать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями, развивать способности и творческий потенциал каждого
ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
3. обучать и воспитывать на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества:
 последовательно знакомить детей с различными видами театра;
 развивать интерес к театрализованной игре, желание принимать на себя разные
роли;
4. формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные,
нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества, инициативность,
самостоятельность и ответственность ребенка:
 формировать представления о честности, справедливости, добре, воспитывать
отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости;
 формировать у детей умение правильно оценивать поступки персонажей
спектаклей, правильно оценивать свои и чужие поступки;
 формировать чувства самоуважения, уважения других, чувство собственного
достоинства и стремление быть отзывчивым к окружающим, сопереживание: проявление
внимания к душевному состоянию других детей и взрослых, умение радоваться успехам
сверстников, стремление помочь товарищам в трудную минуту;
 развивать умение оценивать результаты своей работы и работы сверстников;
 развивать речь детей и коррегировать ее нарушения через театрализованную
деятельность;
 формировать умение принимать на себя определенную роль, отображать
особенности поведения и повадки изображаемого персонажа, используя атрибуты, детали
костюмов, маски;
 развивать артистизм, творческие способности детей;
 формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
5. формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным и
индивидуальным особенностям детей:
 формировать культуру общения и поведения на занятиях, во время подготовки и
проведения спектаклей;
 поддерживать желание детей активно участвовать в праздниках и развлечениях,
используя полученные на занятиях умения и навыки;
6. обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать
компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития артистических
способностей детей, раскрытия их талантов.

5

1.1.2.Принципы проведения театрализованной деятельности
1. Позитивная адаптация и социализация ребенка предполагает, что освоение
ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов
поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества,
государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми,
направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в
изменяющемся мире.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МАДОУ) и детей.
Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство
каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка,
доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям,
интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной
частью социальной ситуации развития ребенка в МАДОУ, условием его эмоционального
благополучия и полноценного развития.
3. Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о
предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
4. Принцип смыслового отношения к миру. Ребѐнок осознает, что окружающий мир –
это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для
себя.
5. Принцип систематичности предполагает наличие единых линий развития и
воспитания.
6. Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна
быть понятной детям и принимаемой ими.
7. Принцип овладения культурой обеспечивает способность ребенка ориентироваться
в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и
ожиданиями других людей.
8. Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а
организация такой деятельности детей, в процессе которой они сами делают «открытия»,
узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач.
9. Индивидуализация в театральной деятельности предполагает такое построение
работы театрального кружка, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса каждого ребенка с характерными для данного ребенка
спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастнопсихологические особенности.
10. Учет возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Этот принцип
предполагает подбор педагогами содержания и методов в соответствии с возрастными
особенностями детей. Деятельность педагогов должна быть мотивирующей и
соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные
интересы, особенности и склонности.
11. Развивающее образование. Этот принцип предполагает, что образовательное
содержание предлагается ребенку с учетом его актуальных и потенциальных возможностей
усвоения содержания образования и совершения им тех или иных действий, с учетом его
интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с
ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует
развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка. В соответствии со
сказанным ранее, необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее
сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.
6

12. Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в
отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной
работе являются важнейшим принципом проведения театрализованной деятельности.

1.2. Планируемые результаты
В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные особенности
дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного
возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения
театрализованной деятельности детьми представлены в виде целевых ориентиров и
представляют собой характеристики возможных достижений ребенка к концу года. Целевые
ориентиры определены для детей 4-5 лет и для детей 5-6 лет.
Целевые ориентиры театрализованной деятельности детей 5-6 лет:
1. имеют представление о театре и видах театра;
2. под руководством взрослого участвуют в создании разных видов театра (теневой,
настольный,);
3. двигаются в заданном ритме и передают его по цепочке;
4. называют основные средства развития артикуляционной и мелкой моторики пальцев рук
и показывают 5-8 артикуляционных движений и 3-4 пальчиковых игры;
5. могут передать с помощью мимики различное настроение (5-6 настроений);
6. произносят заданную фразу с различной интонацией (меняя силу, высоту, тембр голоса и
темп речи) 3-4 интонации;
7. создают пластическую импровизацию под музыку разного характера;
8. выразительно читают стихотворный текст;
9. передают образ героя характерными движениями;
10. воспроизводят скороговорки в разном темпе;
11. могут воплотить образ персонажа в развитии под музыкальное сопровождение;
12. действуют в соответствии с сюжетом и принятой на себя ролью на сцене в коллективе;
13. умеют взаимодействовать с партнером в соответствии с сюжетом и исполняемой ролью;
14. держатся уверенно перед аудиторией, на сцене;
15. осуществляют образно-пластическое взаимодействие с партнерами на сцене и способны к
перевоплощению.
Целевые ориентиры театрализованной деятельности детей 6-7 лет:
1. у детей сформированы знания о театре, видах театров;
2. дети под руководством взрослого и самостоятельно участвуют в создании разных видов
театра (настольный, пальчиковый, театр масок);
3. двигаются в заданном ритме и темпе, синхронизируя свои движения с движениями других
детей;
4. хорошо владеют артикуляционными движениями, воспроизводят 8-10 движений по
названию упражнения;
5. выразительно передают с помощью мимики разное настроение;
6. тембром, темпом, высотой и силой голоса передают 5-6 интонаций;
7. способны самостоятельно создать пластическую импровизацию в соответствии со
звучащей музыкой;
8. при чтении стихотворений используют разные средства выразительности (голос, мимику,
интонацию, жесты);
7

9. воспроизводят скороговорки быстро, четко, правильно;
10. выразительно передают образ принятого на себя героя;
11. действуют в соответствии с сюжетом и принятой на себя ролью в игре, на сцене,
соотносят свои действия с действиями других героев, в коллективе передавая задуманный
сюжет постановки;
12. держатся уверенно перед любой аудиторией (дети, взрослые);
13. способны к перевоплощению из одного образа в другой (по заданию взрослого, в
соответствии с заданной ролью).

1.3. Развивающее оценивание качества театрализованной
деятельности дошкольников
Оценивание качества театрализованной деятельности дошкольников представляет
собой важную составную часть данной образовательной программы, направленную на ее
усовершенствование.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой,
предполагает оценивание качества условий театрализованной деятельности, предлагаемой
дошкольникам, включая материально-технические, информационно-методические условия.
Программой не предусматривается оценивание качества театрализованной деятельности в
МАДОУ на основе достижения детьми планируемых результатов театрализованной
деятельности.
Целевые ориентиры, представленные в программе:
 не подлежат непосредственной оценке;
 не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
 не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей;
 не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей;
 не являются непосредственным основанием при оценке качества предлагаемой
дополнительной образовательной услуги.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики
их образовательных достижений в театрализованной деятельности, основанная на методе
наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– итоговое коллективное театрализованное выступление детей.
Программой предусмотрены следующие действия, направленные на оценку качества:
 наблюдение за развитием и активностью ребенка с целью получения обратной связи
от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
индивидуальной и групповой работы с детьми по программе театрализованной
деятельности;
 оценка материально-технического оснащения театрализованной деятельности детей;
 оценка итогового коллективного представления и фотоотчета руководителей
театрализованной деятельности родителями воспитанников (путем анонимного
анкетирования).

8

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание дополнительной образовательной деятельности
«театральная деятельность» в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в образовательных областях.
Основные
направления
программы
театрализованной
деятельности
дошкольников:
1.Театрально-игровая деятельность направлена на развитие игрового поведения
детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных
жизненных ситуациях.
Перечень игр и игровых упражнений: игра-знакомство «Здравствуй, это я!», этюд
«Хвастливый заяц», игра «Повтори-ка», игра «Все наоборот», игра «Разное настроение»,
сюжетно-ролевая игра «Театр кукол», подвижная игра «Лиса и зайцы», пантомимы «Хитрая
лиса», «Трусливый заяц»», подвижная игра «Море волнуется», этюды на развитие
выразительности образов «Рыбки» «Волк», «Собака», «Петя-петушок», «Вкусная конфета»,
«Горячая картошка», «Холодный лед», «Лед растаял», «Пойми меня», «Сердитая бабуля»,
«Добрый старичок».
2.Музыкально-творческая деятельность включает в себя комплексные ритмические,
музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие
естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения
гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности
телодвижений.
Перечень игр и игровых упражнений:
музыкально-ритмические движения: «Волны», «Мы строим домик», «Дружные ребята»,
«Большие и маленькие прыжки и подскоки», «Лисья и заячья походка», «Волки», «Собаки»,
игры с лентами, маракасами, барабанами, бубнами, «Широкий шаг», «Боковой галоп», «Бег
змейкой, по кругу, перестроение», танцевальные движения – танец рыбок, танец волн, танец
Царицы, танец Зайца и Пети-петушка, танец Лисы, танец «Снежинки-льдинки» «Подскоки».
3.Художественно-речевая деятельность объединяет игры и
упражнения,
направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной
артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.
Перечень игр и игровых упражнений:
Логопедические распевки, веселая артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры,
игра «Измени голос», игра «Настроения и характеры», игра «Громко - тихо», игра
«Обезьянки», чтение сказок «Заюшкина избушка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина,
беседа по сказкам, рассматривание иллюстраций к сказкам.
4. Овладение основами театральной культуры обеспечивает условия для овладения
дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
 Что такое театр, театральное искусство;
 Какие представления бывают в театре;
 Кто такие актеры;
 Какие превращения происходят на сцене;
 Как вести себя в театре.
Беседа о театральном кружке, «Как работает театр. Виды театров», показ атрибутов театров
и объяснение способов действий с ними, викторина «Что я знаю о театре».
5. Работа над спектаклем базируется на сценариях и включает в себя темы
«Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или
инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с
9

импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных
эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и
всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем
широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций,
костюмов).
Интеграция образовательных областей:
Базовая образовательная область – социализация.
«Чтение художественной литературы» - дети знакомятся с литературными
произведениями, которые будут использованы в постановках спектаклей, игр, занятий,
праздников, и самостоятельной театрализованной деятельности.
«Художественное творчество» - дети знакомятся с иллюстрациями близкими по
содержанию, сюжету спектакля. Рисуют разными материалами по сюжету спектакля, или его
персонажей.
«Познание» - дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом
и традициями , что послужит материалом входящим в театрализованные игры и спектакли.
«Музыка» - дети знакомятся с музыкой к очередному спектаклю, отмечают характер
музыки, дающий полный характер героя, и его образ, осваивают различные танцы,
разучивают песни и распевки.
«Коммуникации»
- дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки.
Отрабатывается четкая дикция.
«Физическая культура» - использование подвижных сюжетных игр.
«Социализация» - использование дидактических игр.
«Труд» участие в спектаклях, подготовка к ним- это уже огромный труд. Дети
приучаются к порядку: убирают помещение после занятий, расставляют все по местам в
театральном кружке и после художественного творчества.
«Здоровье» используются здоровьесберегающие технологии (физкультминутки,
артикуляционная и дыхательная гимнастики).
«Безопасность» знакомство с правилами поведения в театральном кружке;
ознакомление с правилами безопасного передвижения в помещении; ознакомление с
правилами обращения с мелкими предметами; формирование навыков безопасного поведения
в подвижных играх.

2.2. Взаимодействие взрослых с детьми
В начале работы театрального кружка выявляются особенности театрализованной
деятельности детей методами наблюдений, посредством бесед, включения детей в
театральные этюды, театрализованные игры, продуктивные виды деятельности, в игры с
язычком, с пальчиками, дидактические игры и упражнения.
В начале и в конце учебного года для выявления динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений в театрализованной деятельности используется система
мониторинга, включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.
На каждую группу заполняется карта мониторинга театрализованной деятельности.
№
п\п

Достижения ребенка

1.

Использование

Сентябрь,
октябрь,
ноябрь
доступных

Март,
апрель,
май

Методы и приемы

Наблюдение,

беседы,
10

выразительных средств в создании
детского сценического образа

театральные этюды

2.

Управление театральными куклами
разных систем

Беседы, педагогические
наблюдения,
продуктивная
деятельность,
театральные
этюды,
игры, спектакли

3.

Своеобразие исполнения творческих
действий в играх-спектаклях

Беседы, практическая
деятельность,
игры,
упражнения

4.

Наличие
специфических
представлений о театре

Анализ
продуктов
деятельности,
наблюдения, беседы

5.

Эмоциональное
отношение
к
происходящему
на
сцене
(адекватность реакции на действия и
слова персонажей)

Беседы, практическая
деятельность,
игры,
упражнения

6.

Объем представлений о различных
видах кукольного театра

Беседы,
посещение
театральных
представлений (видео),
практическая
деятельность

7.

Степень
развития
художественного вкуса

Беседы,
посещение
театральных
представлений (видео)

8.

Соблюдение этики поведения
культуры общения в театре

театрально-

и

Дидактические игры,
проблемные ситуации

Данные вносятся 2 раза в год. Система оценок следующая: синий цвет – низкий
уровень, зеленый цвет – средний уровень, красный цвет – высокий уровень.
На основе анализа данных, полученных в начале учебного года, осуществляется
планирование работы театрального кружка «Веснушка».
Формы работы с детьми:
Индивидуальная, подгрупповая, групповая.
Методы работы с детьми:
• игра;
• импровизация;
• инсценировки и драматизация;
• объяснение;
• рассказ детей;
• чтение произведения, по мотивам которого осуществляется театральная постановка;
• беседы;
• просмотр видеофильмов, виртуальные экскурсии;
• разучивание произведений устного народного творчества;
• обсуждение;
• наблюдения;
11

• словесные, настольные и подвижные игры;
• пантомимические этюды и упражнения.
Рекомендации по работе над ролью:
 составление словесного портрета героя;
 фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями,
придумывание его любимых блюд, занятий, игр;
 работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий,
движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
 подготовка театрального костюма;
Правила драматизации:
Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет
строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою
личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на
героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может
быть совсем другим.
Проигрывание упражнений на изображение эмоций, черт характера (психогимнастика),
обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к
«проживанию» за другого, но по-своему.
Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками
спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям
сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после
знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем»
каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в
этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает?
Что он хочет сказать?
Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие
чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились?
Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Здоровьесберегающие технологии:
• дыхательная гимнастика
• артикуляционная гимнастика.
• пальчиковые игры со словами,
• гимнастика для глаз,
• физкультминутка, динамические паузы.

2.3. Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников, посещающих
театральный кружок
Цель и задачи партнерства с родителями (законными представителями)
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития артистических
способностей детей, раскрытия их талантов.
Задачи:
1. научить родителей взаимодействовать со своими детьми;
12

2. Привлечь внимание родителей к душевному состоянию детей;
3. содействовать родителям в вопросах развития артистических способностей детей,
раскрытия их талантов.
План работы с родителями на 2018-19 учебный год
Ноябрь
Консультация для родителей
«Развиваем таланты детей через театральную
деятельность».
Декабрь
Помощь детям в конкурсах и викторинах.
Февраль
Консультация для родителей «Приобщение детей к классическим произведениям
художественной литературы через театральные постановки». Анкетирование, памятки.
Совместное изготовление декораций и костюмов к постановкам.
Март
Показ сказки родителям старшей группы - «Заюшкина избушка».
Апрель
Совместное изготовление декораций и костюмов к постановкам.
Показ сказки родителям воспитанников подготовительной группы - «Сказка о рыбаке и
рыбке».
Анкетирование, фотоотчет.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей
Программа театрального кружка предполагает создание следующих психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его
возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.
1. Личностно-развивающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее
создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора
деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при
освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели
детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому
развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности, то есть
деятельности по освоению культурных форм и образцов и детской исследовательской,
творческой деятельности; совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм
активности.
6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка
дошкольного возраста.
7.
Профессиональное
развитие
педагогов,
направленное
на
развитие
профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и
13

мастерства мотивирования ребенка, а также владения правилами безопасного пользования
Интернетом.

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды и
материально-техническое обеспечение
Помещение:
Театральный кружок «Веснушка» работает в музыкальном зале МАДОУ «Детский сад
№ 2» в свободное от музыкальных занятий время. Для каждого занятия руководители кружка
создают театральную обстановку, размещая в музыкальном зале необходимое оборудование в
соответствии с темой.
Материально-техническое обеспечение:
музыкальный центр;
проектор, экран, ноутбук;
цифровое пианино;
музыкальные инструменты в ассортименте;
костюмерная;
театрализованные костюмы для детей и взрослых;
шапочки животных, птиц, насекомых;
атрибуты для музыкально-ритмических движений (флажки, ленточки, помпоны);
атрибуты для танцев;
театры: бибабо, пальчиковый, настольный, теневой;
ширма настольная;
фонотека;
иллюстрации и картины к художественным произведениям;
символы артикуляционной гимнастики;
игры «Разное настроение», «Эмоциональные грибочки», «Колобок»;
игры для развития воздушной струи;
картотека дыхательной гимнастики;
картотека подтанцовок;
сказки-шумелки;
игры-схемы для изменения высоты голоса, силы выдоха;
картотека речевых упражнений с движениями;
картотека чистоговорок;
картотека скороговорок;
картотека пальчиковых игр;
книги: методическая, художественная, познавательная литература.

3.3. Кадровые условия реализации
Руководители театрального кружка:
Учитель-логопед высшей квалификационной категории Пархоменко Надежда Сергеевна
-образование высшее, Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ),
1998 год, стаж работы 25 лет;
Музыкальный руководитель Шмелева Наталия Викторовна – образование среднее
специальное, Ирбитское педагогическое училище, 1990 год, стаж работы 19 лет.
14

3.4. Календарно-тематическое планирование деятельности
театрального кружка «Веснушка»
Театральный кружок «Веснушка» работает 1 раз в неделю. Занятия проводятся со всей
группой детей в соответствии с календарно-тематическим планом работы. В процессе
занятия осуществляется индивидуально-дифференцированный подход.
В структуру кружковых занятий по необходимости включаются:
 отработка музыкально-ритмических движений;
 артикуляционная гимнастика;
 развитие мимических мышц;
 развитие просодической стороны речи: речевой выдох, ритм, темп, голос, интонация;
 разучивание чистоговорок, скороговорок;
 психогимнастика (в виде игр);
 ритмопластика, речь с движением;
 этюды на развитие выразительности образов (творческое воображение), музыкальнопластические импровизации, пантомимические упражнения и этюды;
 беседы о театре, виртуальные экскурсии;
 дидактические, подвижные игры;
 творческие практические задания.

№ п/п

Старшая группа (воспитанники с 5-х до 6-ти лет) – 2018-19 учебный год
Тема
Месяц, неделя
Сентябрь, 3-я неделя
Сентябрь, 4-я неделя

7.
8.
9.

Театр. Виды театров.
Что делают в театре. Как работает театр. Правила
поведения в театре.
Чтение сказки «Заюшкина избушка» с
рассматриванием иллюстраций к сказке.
Настольный театр «Заюшкина избушка» формирование представлений о кукловождении и
принятии на себя роли.
Играем в театр бибабо. Учимся кукловождению за
ширмой.
Просмотр сказки «Заюшкина избушка» и разбор
характеров героев сказки.
Мимика и жесты. Пантомима «Пойми меня».
Рисуем разное настроение героев.
Теневой театр – обучение кукловождению.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

Танцевальные движения.
Ритмопластика. Синхронные движения.
Голос (сила, высота, темп, тембр, интонация).
Распределение и разучивание ролей.
Песенный репертуар сказки.
Разучивание песен и танцев.
Разучивание диалогов героев.
Отработка диалогов, песен и танцев героев сказки.
Отработка диалогов, песен и танцев героев сказки.
Отработка диалогов, песен и танцев героев сказки.

Ноябрь, 4-я неделя
Декабрь,1-я неделя
Декабрь, 2-я неделя
Декабрь, 3-я неделя
Декабрь, 4-я неделя
Январь, 2-я неделя
Январь, 3-я неделя
Январь, 4-я неделя
Февраль, 1-я неделя
Февраль, 2-я неделя

1.
2.
3.
4.

5.
6.

Октябрь, 1-я неделя
Октябрь, 2-я неделя
Октябрь, 3-я неделя
Октябрь, 4-я неделя
Ноябрь, 1-я неделя
Ноябрь, 2-я неделя
Ноябрь, 3-я неделя

15

24.
25.
26.
27.
28.
28.
30.
31.
32.

Костюмы героев.
Сценическая пластика.
Показ сказки малышам.
Анализ первого показа. Отработка трудных
моментов.
Показ сказки родителям.
Пантомимы.
Игры-шутки.
Игры-диалоги.
Расширяем песенный репертуар.
Танцуем вместе.
Сочиняем сказку.
Рисуем сказку.
Игры-пантомимы.

№ п/п

Подготовительная к школе группа (воспитанники с 6-х до 7-ти лет)
Тема
Месяц, неделя

20.
21.
22.
23.

1.
2.

3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

Февраль, 3-я неделя
Февраль, 4-я неделя
Март, 1-я неделя
Март, 2-я неделя
Март, 3-я неделя
Март, 4-я неделя
Апрель, 1-я неделя
Апрель, 2-я неделя
Апрель, 3-я неделя
Апрель, 4-я неделя
Май, 1-я неделя
Май, 2-я неделя
Май, 3-я неделя

Викторина «Что я знаю о театре?», беседа «Виды
театров».
Беседа: «Что делают в театре. Как работает театр.
Правила поведения в театре», мои воспоминания
«Как я ходил в театр».
Чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.
Пушкина с рассматриванием иллюстраций к
сказке.
Настольный театр «Сказка о рыбаке и рыбке» обучение кукловождению.
Играем в театр бибабо. Учимся кукловождению за
ширмой.
Просмотр сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» и
разбор характеров героев сказки.
Мимика и жесты. Пантомима «Пойми меня».
Способы передачи разного настроения героев.
Теневой театр – обучение кукловождению.

Сентябрь, 3-я неделя

Виды танцевальных движений.
Ритмопластика. Синхронные движения в танцах.
Голос (сила, высота, темп, тембр, интонация).
Распределение и разучивание ролей.
Песенный репертуар сказки.
Разучивание песен и танцев.
Разучивание диалогов героев.
Как использовать разные средства выразительности
при передаче характера и поведения героя?
Отработка диалогов, песен и танцев героев сказки.
Отработка диалогов, песен и танцев героев сказки.
Костюмы героев. Игра-конкурс «Я – художникмодельер»
Сценическая пластика.

Ноябрь, 4-я неделя
Декабрь,1-я неделя
Декабрь, 2-я неделя
Декабрь, 3-я неделя
Декабрь, 4-я неделя
Январь, 2-я неделя
Январь, 3-я неделя
Январь, 4-я неделя

Сентябрь, 4-я неделя
Октябрь, 1-я неделя
Октябрь, 2-я неделя
Октябрь, 3-я неделя
Октябрь, 4-я неделя
Ноябрь, 1-я неделя
Ноябрь, 2-я неделя
Ноябрь, 3-я неделя

Февраль, 1-я неделя
Февраль, 2-я неделя
Февраль, 3-я неделя
Февраль, 4-я неделя
16

Отработка танцев героев сказки.
Отработка песен героев сказки.
Отработка диалогов героев сказки.
Показ сказки малышам и гостям детского сада.
Игры-шутки.
Игры-диалоги.
Показ сказки родителям.
Танцуем вместе.
Сочиняем сказку.
Рисуем сказку.
Игры-пантомимы.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
28.
30.
31.
32.

Март, 1-я неделя
Март, 2-я неделя
Март, 3-я неделя
Март, 4-я неделя
Апрель, 1-я неделя
Апрель, 2-я неделя
Апрель, 3-я неделя
Апрель, 4-я неделя
Май, 1-я неделя
Май, 2-я неделя
Май, 3-я неделя

3.5. Режим работы театрального кружка «Веснушка»
Список детей, посещающих театральный кружок «Веснушка» (см. Приложение)
Старшая группа (воспитанники 5-6 лет)
Подготовительная к школе группа (воспитанники 6-7 лет) (См. Приложение)
Режим работы кружка:
День недели

Время в режиме дня

вторник

16.15- 16.40 – старшая группа
17.00-17.30 –подготовительная
группа

к

школе

Максимальный объем образовательной нагрузки: 30 – 40 мин.
Форма отчетности:
Спектакль. Мониторинг. Анкетирование родителей.

3.6. Перспективы работы по совершенствованию и развитию
театрального кружка «Веснушка»
Приобретение напольной ширмы, изготовление и приобретение театральных костюмов
и атрибутов для новых театральных постановок, ростовых кукол, разных видов театров.

17

3.7. Библиографический список
1. Маханева М.Д. //Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.- М.:
Творческий центр «Сфера», 2007;
2. Гончарова О.В.// Шапарь М.Г.. Красева А.Р., Коршикова Н.А., Сташкова И.А.//Чудеса
за кулисами. Методическое обеспечение программы художественно-эстетического
развития дошкольников средствами театрализованной деятельности. – М.: «Планета»,
2016
3. Додокина Н.В.//Методическое руководство и сопровождение театрализованной
деятельности детей 5-6 лет..– Волгоград: «Учитель». 2016;
4. Князева Л.Ю. //Импровизируем в игре, поѐм, ставим спектакль/Музыкальный
сборник. – М.: «ВАКО», 2013;
5. Картушина М.Ю.//Мы играем, рисуем и поем. Интегрированные занятия для детей 5-7
лет. – М.: «Скрипторий 2003», 2009;
6. Живописцева Ж., Рыбкина В.//Мюзиклы для детей. Учебно-методическое пособие для
детей дошкольного возраста с аудиоприложением на двух CD. – С-Пб: «Композитор»,
2016;
7. Бровко В., Калинина Т.// Три мюзикла для детей с аудиоприложением на CD. – С-Пб:
«Композитор», 2010;
8. Арсеневская О.Н.//Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду.
Занятия, игры, упражнения./Изд. 2-е - Волгоград: «Учитель», 2009;
9. Картушина М.Ю.//Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: «Скрипторий 2003»,
2015;
10. Арсенина Е.Н. //Музыкальные занятия. Старшая группа. - Волгоград: «Учитель», 2013;
11. Каплунова И., Новоскольцева И.//Праздник каждый день. Конспекты музыкальных
занятий с аудиоприложением (3 CD). Старшая группа.- С-Пб: «Композитор», 2008;
12. Гомонова Е.А.// Секреты музыкального воспитания дошкольников. Музыкальный
сборник. – М.: «ВАКО», 2015;
13. Верясова Т.// Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять… Развивающие
пальчиковые игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Екб.,
1996;
14. Куликовская Т.А.// Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для
автоматизации звуков у детей. – изд «МЦФЭР», 2008;
15. Минина Т.А., Заботина О.П. // Музыкальный театр в детском саду. – конспекты НОД,
ФГОС в ДОО. – М.: УЦ «Перспектива», 2016.

18

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».