Просвещение родителей: о статусе «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ). Подготовила Н.С.Пархоменко
08.09.2023
Уважаемые родители! Не секрет, что в обычном детском саду нередко находятся особые дети. Зачастую это дети с какими-либо нарушениями в физическом или психическом развитии. Но, несмотря на то, что у детей имеются те или иные проблемы в развитии, особый статус возникает только после прохождения территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) и получения заключения этой комиссии.
Предлагаю подробнее познакомиться со статусом «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (Ребенок с ОВЗ).
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» обучающихся и специальные условия для получения образования каждой из них. Как уже указано выше, особенности развития диагностируются ТПМПК. К ним относятся следующие нарушения и расстройства:
- нарушения зрения,
- нарушения речи,
- нарушения опорно-двигательного аппарата,
- задержка психического развития (ЗПР),
- нарушения интеллектуального развития,
- расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ,
- тяжелые множественные нарушения развития.
При их подтверждении ТПМПК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка с ОВЗ.
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков (МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения).
Нарушениями она называет: проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные, сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
Виды ОВЗ по ФГОС и ФАОП (федеральной адаптированной программе) определены в соответствии с вариантами адаптированных образовательных программ (АОП) для «особых» обучающихся:
-глухие;
-слабослышащие;
-слепые;
-слабовидящие;
-с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА);
-с задержкой психического развития (ЗПР);
-с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);
-с расстройствами аутического спектра (РАС);
-с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
-с ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития).
Неслышащие, глухие дети без речи. Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости. В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию. Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
Слабослышащие дети. Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь. Они продолжают накапливать словарный запас. Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается. Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память. В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
Нарушения зрения (рассматриваются вместе). Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией. Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений. Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования. Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической. Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие
специфические отклонения формировании всех компонентов речевой системы
(лексического компонента, грамматического строя речи, фонематических процессов,
звукопроизношения, просодики, отмечающихся у детей при сохранном слухе и
нормальном интеллекте, ОНР (1-4 уровня), алалия, афазия, дизартрия, ринолалия,
заикание.
При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти. Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание) также относятся к ТНР и характеризуются рядом особенностей, которые устраняются в ходе коррекционно-развивающей логопедической работы. Коррекционно-развивающая работа с детьми, имеющими заикание, предполагает вариативность предполагаемых результатов в зависимости от возрастных и речевых возможностей обучающихся. Обучающиеся среднего дошкольного возраста в результате коррекционно-развивающей работы овладевают навыками пользования самостоятельной речью различной сложности (от простейшей ситуативной до контекстной) с опорой на вопросы педагогического работника и наглядную помощь; учатся регулировать свое речевое поведение - отвечать точными однословными ответами с соблюдением темпо-ритмической организации речи. Обучающиеся старшего дошкольного возраста могут:
- пользоваться самостоятельной речью с соблюдением ее темпо-ритмической организации;
- грамотно формулировать простые предложения и распространять их;
- использовать в речи основные средства передачи ее содержания;
- соблюдать мелодико-интонационную структуру речи.
Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА). Дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформацями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парпарезами нижних и верхних конечностей. Недостаточность движений мешает им воспринимать действительность зрением и кинестетикой. У них более развито вербальное мышление по сравнению с наглядно-действенным. Отстает система формирования понятий и абстракций. Часто бывают проблемы со слухом, ведущие к снижению слуховой памяти и слухового внимания. Встречается алалия и дазатрия. Таким детям полезно совмещать обучение с посильной трудовой деятельностью. Она учит переключать внимание, снижает вялость, дает чувство значимости.
Дети с ЗПР. Дети с возможностью интеллектуального развития, но замедленным темпом психических процессов, высокой истощаемостью, трудностью в усваивании знаний: психическое недоразвитие, задержка психического развития, поврежденное психическое развитие, дифицитарное развитие, искаженное развитие (РАД, СДВГ) Общими проблемами являются замедленное, непоследовательное восприятие, отставание словесно-логического мышления. Им сложно анализировать и обобщать. В результате страдает речь, лишенная ясности и логики. Для детей с ЗПР характерно непроизвольное импульсивное поведение и инфантилизм в сочетании с низким уровнем познавательных процессов, включая память и внимание. Причины инфантилизма кроются в проблемах эндокринной и нервных систем, запоздалом темпе психического развития. При обучении нужно учитывать их физиологически обусловленную утомляемость, частую смену активности и пассивности. Если им давать интересные задания, не требующие напряжения ума, создать атмосферу спокойствия и доброжелательности, они показывают результаты решения интеллектуальных задач, приближенные к норме.
Отклонение интеллектуального развития (умственная отсталость). Дети с глубоким недоразвитием познавательных процессов. Чаще всего в виде олигофрении (синдром врожденного психического дефекта) 3 видов. К обучению способны лишь дети с дебильностью, легкой корректируемой степенью умственной отсталости. Хотя их восприятие искажено, с трудом перестраивается и не обладает достаточной осмысленностью, а уровень мышления очень низок, они овладевают речью, пусть и с грамматическими и фонетическими ошибками. Дети учатся писать, читать, считать. Но основной формой работы с ними является трудовое обучение и, впоследствии, помощь в трудоустройстве.
ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития). Особенности психофизического состояния, тяжесть и сложная структура первичных нарушений развития и их вторичных социальных последствий, большое число как общих, так и специфических образовательных потребностей у обучающихся с ТМНР требуют создания специальных условий обучения для формирования возрастных психологических достижений, ведущей и типичных видов деятельности, а также коррекции как общих, так и специфических отклонений в развитии.
Независимо от категории ОВЗ, к которой относится ребенок, образовательные учреждения создают своим «особым» обучающимся условия
Для ребенка, получившего статус ОВЗ, образовательное учреждение создает условия «для получения без дискриминации качественного образования, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации». Пугаться этого статуса не следует. Статус «ОВЗ» в ряде случаев дается ТПМПК на определенный период времени, необходимый для коррекции выявленного нарушения, а затем этот статус снимается, и ребенок опять становится самым обычным ребенком. В других случаях статус «ОВЗ» может быть сохранен на достаточно продолжительное время или на всю жизнь.
Таким образом, формулировка «ОВЗ» объединяет в себе разнородные группы детей с теми или иными нарушениями.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.09.2023
Дата обновления: 13.09.2023
Дата публикации: 08.09.2023
Copyright © 08.09.2023 Н.С.Пархоменко