В помощь родителям: комплексы артикуляционной гимнастики. Н.С.Пархоменко
02.10.2023
Здравствуйте, уважаемые родители!
Сегодня предлагаю вашему вниманию информацию об артикуляционной гимнастике.
Очень часто родители детей дошкольного возраста замечают в их речи недостатки произношения звуков. Некоторые родители умиляются такому неправильному произношению, другие родители требуют, чтобы ребенок говорил правильно, третьи пытаются сами научить малыша говорить правильно. В последнем случае – это стремление научить ребенка говорить правильно похвально. Но все же нужно знать правила воспитания у ребенка правильного звукопроизношения.
Звукопроизношение у детей дошкольного возраста в норме формируется по подражанию речи значимых для него взрослых и под воздействием специально организованной артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на выработку движений определенных мышц языка, губ, щек (органов артикуляции) и выработку сильного направленного речевого выдоха.
Различают несколько комплексов артикуляционной гимнастики: основной комплекс (подготовительный), специальные комплексы артикуляционной гимнастики: для свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ; для звуков Л и ЛЬ; для звуков Р и РЬ. В более сложных случаях существуют и другие комплексы гимнастики для формирования произношения других звуков.
Предлагаю вашему вниманию основной (подготовительный) комплекс артикуляционной гимнастики и комплексы гимнастики для наиболее часто нарушенных звуков.
Основной комплекс артикуляционной гимнастики
1.«Заборчик» - улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).
3. «Заборчик – трубочка» - чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4. «Лопатка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.
5. «Иголочка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.
6. Чередование «Лопатки» и «Иголочки».
7. «Часики»
Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).
8. «Качели»
Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать в таком положении до 3-5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и тоже удержать до 3-5; б) менять поочередно положение языка вверх-вниз, под счет 1-2.
9. «Змейка» - чередовать следующие движения: при опущенном кончике языка отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Выполнять 5-7 раз.
10. «Лошадки» - улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык и нижняя челюсть.
Комплекс упражнений для формирования и постановки
свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)
«Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 5-10.
«Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» вперёд. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 5-10.
Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.
«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами: пя-пя-пя…
«Лопата». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать под счёт до 5-10.
«Иголка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать под счёт до 5-10.
Чередование «Лопаты» и «Иголочки» под счёт до 10.
«Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе – 5-10 раз.
«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края прижать к верхним боковым зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать под счёт до 5-10.
«Блинчик». Положить спокойный широкий язык вниз, за нижние зубы. Удержать под счет 5-10.
«Кошка выгибает спинку». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Выполнить 5-10 раз.
«Почистим нижние зубы». Кончиком языка «чистить» нижние зубы: каждый зуб снизу вверх, затем – одним движением слева направо и справа налево по зубному ряду. Выполнять 4 - 5 раз.
«Футбол». Вытянуть губы вперёд узким «хоботком» и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками (вариант выполнения: сложить язык «желобком», задувать ватный шарик в ворота через «желобок»).
Комплекс упражнений для формирования и постановки шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)
«Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 5-10.
«Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» вперёд. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 5-10.
Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.
«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами: пя-пя-пя…
«Лопата». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать под счёт до 5-10.
«Блинчик». Положить спокойный широкий язык вниз, за нижние зубы. Удержать под счет 5-10.
«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка слегка загнуты кверху. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5-10. Занести «чашечку» в рот.
«Почистим верхние зубы». Кончиком языка «чистить» верхние зубы: каждый зуб сверху вниз, затем верхний ряд зубов – движением слева направо и справа налево. Выполнять 4 - 5 раз.
«Кошка
выгибает спинку».
Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к
верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта.
Выполнить 5-10 раз.
«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть им верхнюю губу сверху вниз и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-10 раз. Следить, чтобы вместе с языком не поднималась нижняя губа.
«Качели». Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение выполняется под счёт до 5-10 раз. Затем учим ребёнка поднимать и опускать язык за зубами, рот при этом открыт.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Выполнять 10 – 15 раз.
«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Язык от нёба не отрывать. Удерживать под счёт до 5-10 и более. Выполнять 5-10 раз.
«Гармошка». Присосать язык к нёбу и, не отрывая его, открывать и закрывать челюсти. При этом растягивается подъязычная связка. Выполнять 5-10 раз.
«Фокус». Положить широкий язык на верхнюю губу и сдуть через середину языка ватку с носа вверх. Выполнять 10 - 15 раз.
Комплекс упражнений для формирования и постановки [Л, Лʹ]
«Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 5-10.
«Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» вперёд. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 5-10.
Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.
«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами: пя-пя-пя…
«Качели». Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение выполняется под счёт до 5-10 раз. Затем учим ребёнка поднимать и опускать язык за зубами, рот при этом открыт.
«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть им верхнюю губу сверху вниз и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-10 раз. Следить, чтобы вместе с языком не поднималась нижняя губа.
«Индюк». Водить широким языком по верхней губе вперёд – назад, с голосом. Постепенно темп выполнения увеличивать.
«Маляр». Рот открыть. Кончиком языка «покрасить потолок» (нёбо) вперёд – назад (до альвеол), влево – вправо, под счёт до 10. Язык от нёба не отрывать.
«Пароход гудит». Прижать широкий кончик язычка за верхние зубы, растянуть губы в улыбке, произносить при этом: «ы-ы-ы…». «Гудеть» в течение 5 секунд 5-10 раз.
«Приклей конфетку». Положить на кончик языка кусочек конфеты. Ребёнок должен приклеить её за верхние зубы к альвеолам.
Комплекс упражнений для формирования и постановки [Р, Рʹ]
«Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 5-10.
«Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» вперёд. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 5-10.
Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.
«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, пошлёпать его губами: пя-пя-пя…
«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть им верхнюю губу сверху вниз и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-10 раз. Следить, чтобы вместе с языком не поднималась нижняя губа.
«Маляр». Рот открыть. Кончиком языка «покрасить потолок» (нёбо) вперёд – назад до альвеол, влево – вправо, под счёт до 10. Язык от нёба не отрывать.
«Индюк». Водить широким языком по верхней губе вперёд – назад, с голосом. Постепенно темп выполнения увеличивать.
«Приклей конфетку». Положить на кончик языка кусочек конфеты. Ребёнок должен приклеить её за верхние зубы к альвеолам.
«Автомат». Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом: «т-т-т-т…». Рот открыт, челюсть неподвижна. Выполнять 5-10 раз по 7 – 10 секунд.
«Пулемёт». Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом: «Д-д-д…». Рот открыт, челюсть неподвижна. Выполнять 5-10 раз по 7 – 10 секунд.
«Барабан». Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом: «Д-т-д-т-д- …». Рот открыт, челюсть неподвижна. Выполнять 5-10 раз по 7 – 10 секунд.
«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Выполнять 10 – 15 раз.
«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Язык от нёба не отрывать. Удерживать под счёт до 5-10 и более. Выполнять 5-10 раз.
«Гармошка». Присосать язык к нёбу и, не отрывая его, открывать и закрывать челюсти. При этом растягивается подъязычная связка. Выполнять 5-10 раз.
«Шмель жужжит». Водить кончиком языка по нёбу вперед-назад (до альвеол), одновременно произнося: дж-дж-дж…, дуть посредине языка (выполнять в течение 1-2 минут).
«Фокус». Положить широкий язык на верхнюю губу и сдуть через середину языка ватку с носа вверх. Выполнять 10 - 15 раз.
«Футбол». Вытянуть губы вперёд узким «хоботком» и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками (вариант выполнения: сложить язык желобком, задувать ватный шарик в ворота через «желобок»).
«Моторчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прижать слегка верхней губой и подуть на кончик языка с голосом. Язык начинает дрожать. Выполнять 10 раз по 5-7 секунд.
Уважаемые родители!
Помните: регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет Вашему ребенку быстрее и легче научиться произносить «сложные» звуки. Успехов вам и вашим детям!
С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 02.10.2023
Дата обновления: 27.08.2025
Дата публикации: 02.10.2023
Copyright © 02.10.2023 Н.С.Пархоменко