В помощь родителям: комплексы артикуляционной гимнастики. Н.С.Пархоменко

02.10.2023

Здравствуйте, уважаемые родители!

   Сегодня предлагаю вашему вниманию информацию об артикуляционной гимнастике.

Очень часто родители детей дошкольного возраста замечают в их речи  недостатки произношения звуков. Некоторые родители умиляются такому неправильному произношению, другие родители требуют, чтобы ребенок говорил правильно, третьи пытаются сами научить малыша говорить правильно. В последнем случае – это стремление научить ребенка говорить правильно похвально. Но все же нужно знать правила воспитания у ребенка правильного звукопроизношения.

Звукопроизношение у детей дошкольного возраста в норме формируется по подражанию речи значимых для него взрослых и под воздействием специально организованной артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на выработку движений определенных мышц языка, губ, щек (органов артикуляции) и выработку сильного направленного речевого выдоха.

Различают несколько комплексов артикуляционной гимнастики: основной комплекс (подготовительный), специальные комплексы артикуляционной гимнастики: для свистящих звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; для шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ; для звуков Л и ЛЬ; для звуков Р и РЬ. В более сложных случаях существуют и другие комплексы гимнастики для формирования произношения других звуков. 

Предлагаю вашему вниманию основной (подготовительный) комплекс артикуляционной гимнастики и комплексы гимнастики для наиболее часто нарушенных звуков.

Основной комплекс артикуляционной гимнастики

1.«Заборчик»  - улыбнуться, показать зубы, удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).

2.«Трубочка» - вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти (мама считает, ребенок держит трубочку).

3.      «Заборчик – трубочка» - чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.

4.      «Лопатка» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.

5.      «Иголочка» -  улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широким языком производить движения вперед – назад.

6. Чередование «Лопатки» и «Иголочки».

7.      «Часики» 

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, повернуть высунутый язык вправо, удержать до 3 – 5, затем повернуть влево; б) улыбнуться, показать зубы, поворачивать язык вправо и влево («тик-так»).

8.     «Качели» 

Выполнение: а) улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить язык за нижние зубы, удержать в таком положении до 3-5, затем поднять широкий язык за верхние зубы и тоже удержать до 3-5; б) менять поочередно положение языка вверх-вниз, под счет 1-2.

9. «Змейка» - чередовать следующие движения: при опущенном кончике языка отодвигать его вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Выполнять 5-7 раз.

10.   «Лошадки» - улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее. Работает только язык и нижняя челюсть.

 

Комплекс упражнений для формирования и  постановки

свистящих звуков (С, СЬ, З, ЗЬ, Ц)

 «Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 5-10.

«Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» вперёд. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 5-10.

Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.

«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу,  пошлёпать его губами: пя-пя-пя…

«Лопата». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать под счёт до 5-10.

«Иголка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперёд, напрячь его, сделать узким. Удерживать под счёт до 5-10.

Чередование «Лопаты» и «Иголочки» под счёт до 10.

«Желобок». Высунуть широкий язык. Боковые края загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе – 5-10 раз.

«Горка». Рот приоткрыть. Боковые края прижать к верхним боковым зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать под счёт до 5-10.

«Блинчик». Положить спокойный широкий язык вниз, за нижние зубы. Удержать под счет 5-10.

«Кошка выгибает спинку». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Выполнить 5-10 раз.

«Почистим нижние зубы». Кончиком языка «чистить» нижние зубы: каждый зуб снизу вверх, затем – одним движением слева направо и справа налево по зубному ряду. Выполнять 4 - 5 раз.

«Футбол». Вытянуть губы вперёд узким «хоботком» и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками (вариант выполнения: сложить язык «желобком», задувать ватный шарик в ворота через «желобок»).

 

Комплекс упражнений для формирования и постановки шипящих звуков (Ш, Ж, Ч, Щ)

«Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 5-10.

«Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» вперёд. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 5-10.

Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.

«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу,  пошлёпать его губами: пя-пя-пя…

«Лопата». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удерживать под счёт до 5-10.

«Блинчик». Положить спокойный широкий язык вниз, за нижние зубы. Удержать под счет 5-10.

«Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка слегка загнуты кверху. Удерживать язык в таком положении под счёт до 5-10. Занести «чашечку» в рот.

«Почистим верхние зубы». Кончиком языка «чистить» верхние зубы: каждый зуб сверху вниз, затем верхний ряд зубов – движением слева направо и справа налево. Выполнять 4 - 5 раз.

«Кошка выгибает спинку». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь рта. Выполнить 5-10 раз.Хочу такой сайт

«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть им верхнюю губу сверху вниз и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-10 раз. Следить, чтобы вместе с языком не поднималась нижняя губа.

«Качели». Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение выполняется под счёт до 5-10 раз. Затем учим ребёнка поднимать и опускать язык за зубами, рот при этом открыт.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Выполнять 10 – 15 раз.

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Язык от нёба не отрывать. Удерживать под счёт до 5-10 и более. Выполнять 5-10 раз.

«Гармошка». Присосать язык к нёбу и, не отрывая его, открывать и закрывать челюсти. При этом растягивается подъязычная связка. Выполнять 5-10 раз.

«Фокус». Положить широкий язык на верхнюю губу и сдуть через середину языка ватку с носа вверх. Выполнять 10 - 15 раз.

 

Комплекс упражнений для формирования и постановки [Л, Лʹ]

 «Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 5-10.

«Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» вперёд. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 5-10.

Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.

«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу,  пошлёпать его губами: пя-пя-пя…

«Качели». Высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение выполняется под счёт до 5-10 раз. Затем учим ребёнка поднимать и опускать язык за зубами, рот при этом открыт.

«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть им верхнюю губу сверху вниз и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-10 раз. Следить, чтобы вместе с языком не поднималась нижняя губа.

«Индюк». Водить широким языком по верхней губе вперёд – назад, с голосом. Постепенно темп выполнения увеличивать.

«Маляр». Рот открыть. Кончиком языка «покрасить потолок» (нёбо) вперёд – назад (до альвеол), влево – вправо, под счёт до 10. Язык от нёба не отрывать.

«Пароход гудит». Прижать широкий кончик язычка за верхние зубы, растянуть губы в улыбке, произносить при этом: «ы-ы-ы…». «Гудеть» в течение 5 секунд 5-10  раз.

«Приклей конфетку». Положить на кончик языка кусочек конфеты. Ребёнок должен приклеить её за верхние зубы к альвеолам.

 

Комплекс упражнений для формирования и постановки [Р, Рʹ]

«Улыбка». Растянуть губы в улыбке, зубы сжаты «заборчиком». Удержать под счёт до 5-10.

«Хоботок». Вытянуть губы «хоботком» вперёд. Следить, чтобы «хоботок» был широким и округлым. Удержать под счёт до 5-10.

Чередование «Улыбки» и «Хоботка» под счёт до 10.

«Пошлёпаем язычок». Положить расслабленный язык на нижнюю губу,  пошлёпать его губами: пя-пя-пя…

«Вкусное варенье». Высунуть широкий язык, облизнуть им верхнюю губу сверху вниз и убрать язык вглубь рта. Повторить 5-10 раз. Следить, чтобы вместе с языком не поднималась нижняя губа.

 «Маляр». Рот открыть. Кончиком языка «покрасить потолок» (нёбо) вперёд – назад до альвеол, влево – вправо, под счёт до 10. Язык от нёба не отрывать.

«Индюк». Водить широким языком по верхней губе вперёд – назад, с голосом. Постепенно темп выполнения увеличивать.

 «Приклей конфетку». Положить на кончик языка кусочек конфеты. Ребёнок должен приклеить её за верхние зубы к альвеолам.

 «Автомат». Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом: «т-т-т-т…». Рот открыт, челюсть неподвижна. Выполнять 5-10 раз по 7 – 10 секунд.

«Пулемёт». Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом: «Д-д-д…». Рот открыт, челюсть неподвижна. Выполнять 5-10 раз по 7 – 10 секунд.

«Барабан». Стучать кончиком языка за верхними зубами, произнося при этом: «Д-т-д-т-д- …». Рот открыт, челюсть неподвижна. Выполнять 5-10 раз по 7 – 10 секунд.

«Лошадка». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Выполнять 10 – 15 раз.

«Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Язык от нёба не отрывать. Удерживать под счёт до 5-10 и более. Выполнять 5-10 раз.

«Гармошка». Присосать язык к нёбу и, не отрывая его, открывать и закрывать челюсти. При этом растягивается подъязычная связка. Выполнять 5-10 раз.

«Шмель жужжит». Водить кончиком языка по нёбу вперед-назад (до альвеол), одновременно произнося: дж-дж-дж…, дуть посредине языка (выполнять в течение 1-2 минут).

«Фокус». Положить широкий язык на верхнюю губу и сдуть через середину языка ватку с носа вверх. Выполнять 10 - 15 раз.

«Футбол». Вытянуть губы вперёд узким «хоботком» и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками (вариант выполнения: сложить язык желобком, задувать ватный шарик в ворота через «желобок»).

 «Моторчик». Положить расслабленный язык на нижнюю губу, прижать слегка верхней губой и подуть на кончик языка с голосом. Язык начинает дрожать. Выполнять 10 раз по 5-7 секунд.

 

Уважаемые родители!

Помните: регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет Вашему ребенку быстрее и легче научиться произносить «сложные» звуки. Успехов вам и вашим детям!

 

С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.10.2023

Дата обновления: 27.08.2025

Дата публикации: 02.10.2023

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».