Советы родителям: формирование у дошкольников диалогической и монологической речи. Н.С.Пархоменко
24.03.2024
Что важнее: диалог или монолог? Здесь мнения родителей часто разделяются. Одни считают, что диалог важнее, так как ребенок осуществляет коммуникацию с окружающими, вторые утверждают, что очень важно уметь владеть монологической формой речи. Открою вам секрет: обе формы речи нужны и важны для полноценного развития ребенка.
Давайте подробнее разберём, что такое «диалог» и что такое «монолог».
Для начала уточним, что диалог и монолог – это человеческая речь.
Диалог – это общение двух или более лиц между собой.
Для формирования у ребенка диалогической речи должны быть созданы следующие условия:
А) накоплен словарный запас у ребенка;
Б) сформирована грамматическая сторона речи;
В) сформировано желание общаться со сверстниками и взрослыми;
Г) ребенок обучен построению предложения;
Д) включение ребенка в диалоги со взрослыми и сверстниками (обучение через подражание).
Маленькие дети, постепенно накапливая словарный запас, используют его, подражая взрослым, для общения с окружающими. Сначала это общение посредством улыбки, удержания взгляда, жеста. Но постепенно ребёнок узнает всё больше и больше слов, которые обозначают те или иные предметы, действия. И он произносит сначала отдельные слова, дополняя их интонацией, жестами, мимикой, затем под руководством взрослого малыш пытается связать 2-3 слова вместе. И его попытки общения, конечно же, обращены ко взрослому, к родителям – как к самым главным людям в его жизни. Ребёнок учится вступать в диалог. Это важная ступенька развития ребёнка и его речи.
Постепенно, с накоплением словарного запаса, фраза малыша, обращенная к близким людям, а затем и к сверстникам, все более усложняется. Ему необходимо слышать и понимать ответ того, к кому адресовано обращение.
Так возникает диалогическая форма речи. С развитием ребёнка она всё более усложняется, совершенствуется благодаря накоплению словарного запаса, формируется грамматический строй речи. Ребёнок все лучше согласовывает слова в предложении, сначала по подражанию, а затем – самостоятельно конструирует фразы – и простые по форме, и более сложные, с установлением причинно-следственных связей («Я надел шапку, пуховик и варежки, потому что на улице холодно»).
На базе накопленного словарного запаса, сформированного грамматического строя речи и диалога становится возможным формирование монологической формы речи.
Монолог – это связное высказывание одного лица. Монолог – это более сложная форма речи. Это может быть сообщение об увиденном, пересказ текста, рассказ о каком-либо событии или явлении.
Создание условий для формирования у ребенка монологической речи:
А) накопление словарного запаса и грамматического строя речи у ребенка;
Б) формирование желания выступать перед другими: детьми и взрослыми;
В) обучение средствам
выразительности: умение повышать и понижать голос, делать паузы, говорить
спокойно, четко, ясно, правильно произносить звуки речи и слова, использовать
интонацию (уметь голосом передавать восторг, радость, грусть, злость, печаль,
растерянность, веселье и др.), жесты, мимику;
Г) организация публичного выступления ребенка.
Монологической форме речи, как диалогической, обязательно надо научить. Для этого можно использовать личный пример и служить образцом для малыша, также хорошо читать детям произведения художественной литературы, задавать вопросы по содержанию, а затем попросить ребёнка пересказать то, что он запомнил. Подбирая художественные произведения для чтения и последующего пересказа ребёнком, нужно учитывать его возрастные, индивидуальные и психологические особенности. Сначала лучше подбирать небольшие произведения, так как вначале ребенок способен к небольшому по объему монологу, постепенно связное высказывание усложняется и увеличивается в объёме и по степени сложности изложенной в нём информации.
Важно помнить, уважаемые родители, что невозможно научить ребёнка самостоятельному связному высказыванию (монологу) без обучения его диалогической речи. В последующем развитии диалог и монолог дополняют друг друга, нередко вытекая один из другого.
Таким образом, диалог и монолог – это две формы связной речи. Они необходимы каждому человеку, они совершенствуются в процессе всей жизни. Но основы закладываются именно в дошкольном возрасте. И вы, конечно же, совершенно правы – диалог очень важен для развития вашего ребенка. Но и монолог не менее значим.
Поэтому, уважаемые родители, не упускайте ни одного шанса пообщаться с вашим малышом, рассказывая ему что-то новое и интересное, поскольку, общаясь, вы помогаете ему вовремя сформировать сначала диалогическую, а затем и монологическую формы речи.
Успехов Вам и Вашим детям!
С уважением,
учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 2»
Надежда Сергеевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.03.2024
Дата обновления: 24.03.2024
Дата публикации: 24.03.2024
Copyright © 24.03.2024 Н.С.Пархоменко