Развитие мыслительных способностей дошкольников как эффективный способ развития речи. Н.С.Пархоменко

02.05.2024

Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития; подготовки к обучению в школе и ко всей будущей жизни.

Овладение языком и грамматическим строем речи дают  детям старшего дошкольного возраста возможность свободно говорить, рассуждать, спрашивать, планировать и делать выводы. Им становится все более доступно установление самых разнообразных связей, существующих между предметами и явлениями внешнего мира. Накопленный опыт повышает возможности понимания ребенком содержания различной сложности, что является одним из показателей развития логического мышления.

Для того, чтобы вызвать у ребенка активную мыслительную деятельность, необходимо знать его возможности. Для тренировки мыслительной деятельности детей используются такие приемы, как: сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Такую работу с детьми можно проводить в игровой форме. Для этого и были придуманы загадки, ребусы, кроссворды и головоломки.

Загадка – метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки». Любая загадка — это замысловатый вопрос или иносказание, требующие ответа. Они составляются в краткой и занимательной форме, чаще всего в стихотворной. Для них характерны ясность, выразительность и меткость определений. Чаще всего в загадках содержится перечисление признаков, по которым надо догадаться, о каких предметах или явлениях идёт речь. От того, сколько этих признаков, насколько подробно они характеризуют то, что загадано, зависит простота или сложность загадки. Например, в загадке «Не огонь, а жжётся» (крапива) указан один признак, но он настолько характерен, что его достаточно для отгадывания. Иногда в загадках содержится по 3-4 признака: «Кругло, горбато, около мохнато, придёт беда — потечёт вода» (глаз). Каждый из этих признаков нужен для определения загаданного слова. Но, конечно, самое интересное в любой загадке — образное, поэтическое восприятие окружающего мира.

Головоломка – непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность, а не специальные знания высокого уровня. Главный принцип головоломки – это сразу отправить человека по ложному пути, который на первый взгляд кажется 100% правильным. Для решения головоломки нужно применить все свои навыки и умения. Нужно отбросить лишние данные, которые могут только запутать, и искать ту самую необходимую информацию, которая приведет к победе. Головоломки вызывают только приятные, положительные чувства и эмоции. Головоломки очень полезны для детей!

Ре́бус – загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и другими знаками. Ребус – это особый вид загадок, в которых загаданные слова зашифрованы с помощью последовательности картинок, букв, цифр и других символов.

Для того чтобы решать и составлять ребусы, надо знать правила и приемы, которые употребляются при их составлении.

Названия всех предметов, изображенных в ребусе, читаются только в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.

Очень часто предмет, изображенный в ребусе, может иметь не одно, а два или больше названий, например «глаз» и «око», «нога» и «лапа» и т. п. Или же он может иметь одно общее и одно конкретное название, например «дерево» и «дуб», «нота» и «ре» и т. п. Подбирать нужно подходящее по смыслу.

Умение определить и правильно назвать изображенный на рисунке предмет представляет одну из главных трудностей при расшифровке ребусов. Кроме знания правил, вам понадобятся смекалка и логика.

Иногда название какого-либо предмета не используется целиком, тогда необходимо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. В таких случаях употребляется условный знак – запятая. Если запятая стоит слева от рисунка, то это значит, что от его названия нужно отбросить первую букву, если справа от рисунка – то последнюю. Если стоят две запятые, то соответственно отбрасывают две буквы и т. д.

Если два каких-либо предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением предлога «в». Например: «в-о-да».

Рис. 1

В этом и следующих примерах возможно различное прочтение, например, вместо «восемь» можно прочесть «семьво», а вместо «вода» - «вода». Но таких слов не бывает! Тут вам и должны прийти на помощь смекалка и логика.

Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а».

    Рис. 2

Если за какой-нибудь буквой или предметом находится другая буква или предмет, то читать нужно с прибавлением «за». Например: «за-я-ц».

Рис. 3

Если одна фигура или буква нарисована под другой, то читать нужно с прибавлением «на», «над» или «под» -выбирайте предлог по смыслу.
Например: «под-у-шка».

Рис. 4

Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». «по-я-с».Хочу такой сайт

Рис. 5

Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «д-у-б».

Рис. 6

Если в ребусе встречается изображение предмета, нарисованного в перевернутом виде, то наименование его нужно читать с конца. Например, нарисован «кот», читать нужно «ток», нарисован «нос», читать нужно «сон».

Если нарисован предмет, а около него написана, а потом зачеркнута буква, то это значит, что букву эту надо выбросить из полученного слова. Если же над зачеркнутой буквой стоит другая, то это значит, что нужно ею заменить зачеркнутую. Иногда в этом случае между буквами ставится знак равенства. Например: «глаз» читаем «газ».

Рис. 7

Если над рисунком стоят цифры, например, 4, 2, 3, 1, то это значит, что сначала читается четвертая буква названия объекта, изображенного на рисунке, потом — вторая, за ней — третья и т. д., то есть буквы читаются в том порядке, который указан цифрами. Например, нарисован «гриб», читаем «бриг».

Рис. 8

Если какая-либо фигура в ребусе нарисована бегущей, сидящей, лежащей и т. п., то к названию этой фигуры надо прибавить соответствующий глагол в третьем лице настоящего времени (бежит, сидит, лежит и т. д.), например «у-бежит».

Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль».

Рис. 9

Рис. 10

 Творите, придумывайте, разгадывайте, развивайте детей!

Успехов Вам и Вашим детям!


С уважением, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 2»

Надежда Сергеевна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.05.2024

Дата обновления: 02.05.2024

Дата публикации: 02.05.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».