Звуковая сторона речи
|
-умеет правильно произносить гласные и основные согласные
звуки, а также свистящие, шипящие, к концу года – сонорные (р, рь, л, ль);
-достаточно четко произносит слова и словосочетания;
-речь ребенка интонационно выразительна;
|
Фонематическая сторона речи
|
-умеет различать на слух звуки речи, называть слова,
начинающиеся на определенный звук; последовательно называть звуки в слоге из
двух звуков, в слове из трех звуков (с помощью звуковой линейки);
|
Словарный запас: пассивный и активный
|
- имеет представление о предметах, явлениях, событиях
ближайшего окружения и не имевших места в собственном опыте дошкольников;
- употребляет в речи названия предметов, их частей,
материалов, из которых они изготовлены;
- умеет использовать в речи наиболее употребительные
прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- знает и использует существительные, обозначающие
профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия;
- умеет определять и называть местоположение предмета
(слева, справа, рядом, около, между), время суток;
- вместо часто используемых указательных местоимений и
наречий (там, тут, туда, такой, этот) употребляет более точные выразительные
слова, а также слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно) и существительные с обобщающим
значением (мебель, овощи, животные и др.);
|
Грамматический строй речи
|
- согласовывает слова в предложении, правильно использует
предлоги в речи;
- образовывает форму множественного числа существительных,
обозначающих детенышей животных (по аналогии);
- употребляет эти существительные в именительном и винительном
падежах (лисёнок - лисёнка, лисята – лисят);
- правильно употребляет форму множественного числа
родительного падежа существительных (вилок, туфель и др.);
- имеет представление о правильных формах повелительного
наклонения некоторых глаголов (Ложись! Лежи! Поезжай! Беги! и др.),
несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао и др.);
- активно употребляет в речи простейшие виды
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
|
Связная речь
|
- умеет участвовать в беседе;
- понятно для слушателей отвечает на вопросы и задаёт их;
- умеет описать предмет, картинку;
- составляет рассказ по картинке, созданной ребёнком с
использованием картинного или схематического плана;
- пересказывает небольшие рассказы и сказки, наиболее выразительные и динамичные отрывки
из сказок.
|