Уважаемый родитель!
Ваш ребёнок
целый год ходил в старшую группу. Он подрос, похорошел, многому научился.
Как же
должны говорить дети старшей группы? Как изменилась их речь? Предлагаю Вашему
вниманию информацию обо всех сторонах речи детей к концу старшей группы в
норме.
Речь
взрослого по-прежнему остается основным источником речевого развития детей.
Речь детей старшей группы детского сада |
Звуковая сторона речи
|
Дети умеют произносить все звуки речи, научились
модулировать голосом (сила, высота голоса, темп речи, тембр) при выражении
различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и др.,
владеют речевым выдохом, на одном дыхании способны проговорить достаточно
длинную цепочку слов, скороговорку. Речь детей плавная, ритмичная, спокойная.
|
Фонематическая сторона речи
|
Дети научились различать наиболее смешиваемые звуки:
шипящие и свистящие (ш-с, з-ж, ч-ц, щ-сь), звонкие и глухие (в-ф, з-с, ж-ш,
б-п, д-т, г-к), сонорные (л и р).
|
Словарный запас: пассивный
и активный
|
Широкий словарный запас постоянно пополняется и
уточняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и
информации. Дети овладевают антонимией, синонимией, точно употребляют слова в
речи, хорошо подбирают слова, обозначающие действия и признаки предметов,
умеют составлять нелепицы на основе приобретенных знаний и умений, умеют
объяснять этимологию слова, вслушиваясь в звучание некоторых слов (например:
«холодильник», «вездеход», «ракетоносец» и др). Дети с помощью взрослых
пользуются словарями для толкования непонятных слов. У детей появляется
устойчивый интерес к значению слов.
|
Грамматический строй речи
|
Грамматический строй речи детей 6-ти лет все более
совершенствуется. Дети способны образовывать однокоренные слова (сад,
садовод, садовник, посадки и др.), образовывать по аналогии существительные
(сахарница – сухарница, виноградина – картофелина – градина), прилагательные
(ушастый, рукастый, глазастый, головастый), правильно употреблять
несклоняемые имена существительные, сравнительную степень прилагательных
(чистый – чище, сырой – сырее, плотный – плотнее и др.), правильно
согласовывать существительные с числительными, прилагательными, глаголами. ![Хочу такой сайт](https://test.schoolmsk.ru/referer/banner)
|
Связная речь
|
Дети 6-ти лет могут объяснить что-то педагогу или
другим детям, обосновать свой ответ или выбор, убедить в чем-то окружающих.
Дети этого возраста хорошо понимают вопросы взрослого и правильно и развернуто
на них отвечают. Высказывания точны как по содержанию, так и по речевому
оформлению. Дети 6-ти лет используют в речи предложения с однородными
членами, сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения. Дети иначе, чем
в предыдущей группе, начинают слушать и слышать рассказ педагога, воспринимая
не только его смысл, но и речевое оформление. Все более совершенствуется
диалогическая и монологическая речь. Дети владеют пересказом, достаточно
хорошо описывают предмет, составляют рассказ по картине и серии картинок с
последовательно развивающимся действием. Логичность, полнота и образность
рассказов детей определяются как содержанием картинок, так и характером
вопросов и заданий, предусмотренных педагогом. Картинки с фабульным развитием
действия побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их
воображение. Дети умеют дополнять
недостающие части рассказа, самостоятельно придумывают сказки и рассказы на
заданную тему, составляют рассказы из личного опыта.
|
Уважаемый родитель!
Изучив информацию о том, чему должны
научиться дети к концу старшей группы
детского сада, Вы можете сравнить эти данные с речью Вашего ребенка. И, если
вдруг Вы обнаружили неточности, неправильные ответы ребенка, не отчаивайтесь, а помогите освоить нужные
речевые навыки, потому что чем старше ребёнок, тем всё большее значение
приобретает речь в его развитии и дальнейшем воспитании и обучении.
Успехов Вам и Вашим детям!
С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна.