Особенности речевых нарушений у детей дошкольного возраста

02.09.2024

Речь у ребенка формируется постепенно. Но первом году это гуление, лепет, произношение отдельных звуков и слогов. Далее малыш учится складывать из звуков слова, произносить связные фразы, формировать ассоциации между словами, действиями и предметами.

Поскольку речь у дошкольников формируется постепенно, то у младших дошкольников можно наблюдать неточное употребление слов, ошибки грамматического оформления предложений, недостатки звукопроизношения и ошибки различения звуков. Постепенно, речь, под воздействием общения с окружающими, по подражанию речи окружающих, все более совершенствуется. И примерно, к 5-7 годам все основные компоненты речи должны быть сформированы: ребенок должен уметь точно подбирать слова, правильно употреблять основные грамматические категории, согласовывать слова в предложении, различать звуки, близкие по звучанию и артикуляции, правильно произносить все звуки речи.

Нарушение развития речи может проявиться в любом возрасте, иметь разные проявления.

При оценке речевого и психического развития учитывается не только четкость произношения отдельных звуков и слов, но и умение логически строить фразы, использовать предложения из подлежащих и сказуемых, понимать обращенные слова, выражать с помощью звуков и слов свои эмоции и просьбы. Эти данные сопоставляются с возрастом малыша. Только комплексная оценка позволит выявить нарушения речи у детей, определить их причину и разработать комплекс лечебно-реабилитационных мероприятий.

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей, различные дефекты звукопроизношения встречаются довольно часто, поэтому родители должны быть внимательными и своевременно обращаться к специалисту. Чем раньше начать работать с существующей проблемой, тем больше вероятность, что к началу обучения в школе речевое и психическое развитие малыша будет соответствовать возрасту.

Причины нарушения речи у детей

Становление речи - это комплексный процесс, на ее формирование влияют психологические и анатомические особенности. Именно поэтому причин нарушения речи у детей дошкольного возраста довольно много. 

Рассмотрим, чем может быть вызвана эта проблема:

1.Генетика. Врожденные аномалии, а также отягощенная наследственность могут приводить к ЗРР и дефектам звукопроизношения. Если у родителей формирование звукопроизношения протекало с запозданием, было заикание, сложности в произношении отдельных звуков, ребенок с большой долей вероятности унаследует эту особенность. Зная это, родители должны проявлять особое внимание. Также врожденный характер могут носить изменения артикуляционного аппарата: короткая уздечка языка, неправильный прикус, изменение формы неба и другие анатомические дефекты.

2.Патология в родах. Груднички, получившие родовую травму, испытавшие гипоксию, с большой долей вероятности будут иметь те или иные речевые расстройства. Повреждение клеток головного мозга, связанное с недостатком кислорода, может оказывать существенное влияние на нервно-психическое развитие, в том числе и на формирование речи. Такие новорожденные нуждаются в особом наблюдении.

3.Перенесенные заболевания. Тяжелые болезни на первом году жизни могут привести к дальнейшему нарушению развития речи у детей. К таким заболеваниям в первую очередь относятся нейроинфекции: менингит, энцефалит. На формирование звукопроизношения могут влиять и тяжелые отиты, приводящие к ухудшению слуха. Травмы головы способны изменить конфигурацию артикуляционного аппарата, что приводит к сложностям при звукопроизношении.

4.Дефект формирования нервной системы во внутриутробном периоде. Такие отклонения обычно происходят обычно в первом триместре беременности. Они связаны с гипоксией, внутриутробными инфекциями, травмами матери, резус-конфликтом, употреблением беременной женщиной алкоголя, наркотиков, никотина, интоксикациями, воздействием ионизирующего излучения, стрессовых факторов.

5.Социальные факторы. Дети, растущие в неблагополучных семьях, испытывающие дефицит общения со взрослыми часто имеют задержку речевого развития вследствие педагогической запущенности, а не отклонений со стороны здоровья или нервной системы. 

Для нормального формирования разговорной функции у ребенка нужно четыре основных фактора: способность артикуляционного аппарата генерировать звуки, здоровая нервная система, хороший слух и регулярное общение со взрослыми и новые впечатления. Следует учитывать перечисленные особенности нарушения речи у детей и подбирать программу лечения индивидуально. При наличии органической патологии занятий с логопедом будет недостаточно, для получения хорошего результата следует подключать медикаментозную терапию.

Какие бывают нарушения речи у детей?

Речевые расстройства можно разделить на три основных группы:

1. фонетико-фонематические (дефекты произношения отдельных звуков, голосообразования, интонации, плавности, темпа произношения);

2. общее недоразвитие речи (ОНР) - алалия, афазия;

3. нарушение использования средств общения - заикание.

Рассмотрим подробнее каждую из групп.

К ОНР относится алалия и афазия. Дети с тяжелыми нарушениями речи часто страдают алалией. При этой патологии звукопроизношение практически полностью отсутствует. Обычно это расстройство связано с тяжелыми органическими поражениями головного мозга врожденного характера, вследствие чего речь изначально не формируется в том возрасте, в котором она должна уже быть.

Афазия - это полная либо частичная утрата уже сформированной речи. Это может произойти вследствие черепно-мозговой травмы, инфекций, поражающих центральную нервную систему.

К речевым нарушениям речи у детей фонетико-фонематического характера относятся:

Дисфония. Это нарушение обусловлено проблемами с речевым аппаратом. Голос может отсутствовать вовсе или иметь серьезные нарушения силы, тембра. Патология может быть обусловлена как функциональными, так и органическими поражениями артикуляционного аппарата.

Дислалия. Ребенок имеет серьезные дефекты произношения при сохранном слухе и сохраненной иннервации артикуляционного аппарата. Ребенок искажает отдельные звуки, заменяет их другими. Патология может возникать вследствие дефектов звукоформирующего аппарата врожденного или травматического генеза, нарушения восприятия звуков, несформированности речевых навыков.

Брадилалия. Это выраженное замедление речи, сопровождающееся нечеткостью звуков. Это тяжелое нарушение речи у детей связано с преобладанием в нервной системе процессов торможения.

Тахилалия - это состояние, обратное предыдущему. Разговор становится быстрым, при этом звукопроизношение сохраняется, ребенок может делать необоснованные, нелогичные паузы при разговоре. Хочу такой сайт

Ринолалия сопровождается появлением гнусавости, дефектами произношения практически всех звуков. Эта патология связана с анатомическими особенностями речевого аппарата, часто встречается при расщелинах неба.

Дизартрия - это дефект иннервации воспроизводящего звуки аппарата. Патология связана с поражением центральной нервной системы врожденного либо приобретенного характера.

Отдельно выделяют такой вид нарушения устной речи у детей, как заикание. Оно сопровождается судорожными сокращениями артикуляционного аппарата, вследствие чего возникают запинки. Проблема может иметь как органические, так и функциональные причины.

К тяжелым нарушениям речи также относят расстройства письма - дисграфию и дислексию. В первом случае происходит искажение и замена букв, вплоть до неспособности писать, вторая ситуация связана с поражениями центральной нервной системы и неспособностью опознавать символы.

Речевые расстройства могут быть сочетанными, например, ребенок может не произносить отдельные звуки и заикаться. Коррекция таких нарушений речи у детей сложная и продолжительная. Работа со специалистами и прием лекарств, влияющих на причину задержки речевого развития, поможет сформировать правильную речь и адаптироваться в социуме.

Своевременное лечение в большинстве случаев помогает сформировать правильную устную речь, поэтому нужно как можно скорее обращаться к специалисту, если есть проблемы. Чтобы заметить их вовремя, родители должны знать основные этапы речевого и психического развития ребенка и признаки задержки речевого развития. Существуют возрастные нормы речевого и психического статуса. Безусловно, каждый ребенок индивидуален и может развиваться не так, как его сверстники, но в случае выраженного отставания в речевом и психическом развитии нужно обязательно показать малыша специалисту. Чем раньше будет проведена диагностика задержки речевого развития, тем больше шансов справиться с этой сложной ситуацией. Первые признаки тяжелых нарушений в артикуляционном аппарате и центральной нервной системе можно выявить сразу после рождения. Новорожденный должен громко кричать, когда голоден или обеспокоен. Слабый крик или его отсутствие - повод для визита к неврологу. Также нужно следить, как малыш берет грудь. Если он быстро устает, отказывается, плохо сосет, возможно, есть проблемы с губами, небом, уздечкой языка. Новорожденного нужно показать педиатру и хирургу. При расщелинах неба нужна хирургическая коррекция, а слишком короткая уздечка языка подрезается. Малыши, перенесшие гипоксию в родах, имеющие повышенное внутричерепное давление, гиперкинезы, повышение тонуса конечностей, вялый язык должны как можно раньше начать лечение у невролога. В 1,5-3 месяцев появляется гуление, в 4-6 месяцев малыш начинает составлять цепочки из нескольких звуков, а в 6-7 месяцев пытается произносить отдельные слоги. Первые короткие слова малыш должен произносить уже в 8-11 месяцев. Ребенок первого года жизни демонстрирует заинтересованность обращенной к нему речью, понимает свое имя, отдельные слова. До 1,5 лет должна сформироваться осмысленная устная речь, построенная из коротких фраз. Словарный запас в этом возрасте еще маленький, но малыш уже понимает значение знакомых слов, употребляет их уместно. К трем годам словарный запас должен достигать 1000 слов. Ребенок строит простые предложения, выражает свои мысли и эмоции, хорошо понимает обращенную речь, показывает названые предметы.

Признаки задержки речевого развития у детей, которые должны вызвать беспокойство у родителей и заставить обратиться к специалисту для диагностики:

  • В 2-3 года ребенок не пытается говорить.
  • На первом году жизни малыш не издает никаких звуков, кроме плача.
  • Отсутствие интереса к речи взрослых.
  • В год малыш не понимает смысл наиболее часто употребляемых слов.
  • Словарный запас со временем не расширяется.
  •  Малыш испытывает затруднения при общении со сверстниками или не хочет идти на контакт.
  • Есть сложности при обучении, усвоении нового материала.
  • Ребенок не обращается ко взрослым, пытается избегать контакта и все делать самостоятельно.
  • Произносимые малышом слова сложно понять, при попытках правильно произнести звук ничего не получается.

Диагностика нарушений речи у детей

Что делать, если у ребенка задержка речевого развития? При перечисленных признаках необходимо обследование речи ребенка логопедом. На основании логопедического заключения родителю может быть рекомендовано обследование у узких врачей-специалистов и педагогов.

Обязательно нужно проверить слух. Это сможет сделать отоларинголог. Если малыш не слышит или слышит плохо, речевое и психическое развитие невозможно даже при здоровой центральной нервной системе и артикуляционном аппарате. При снижении слуха нужно обратиться к сурдологу для коррекции.

В диагностике нарушений речи обязательно участвует невролог. Он оценит состояние центральной и периферической нервной системы, при необходимости назначит обследования, позволяющие оценить внутричерепное давление, электрическую активность головного мозга и мозговое кровообращение. Эти явления, провоцирующие задержку речевого развития часто встречаются в дошкольном возрасте, особенно у малышей с отягощенным акушерским анамнезом.

Обязательно необходима диагностика у психолога. Иногда задержка речевого развития является последствием психотравмы. Также специалист сможет предположить аутизм, если симптомы этого заболевания имеются.

Характер дефектов речи определяет логопед. Он оценивает звукопроизношение, функциональность артикуляционного аппарата, словарный запас, навыки связной речи. Этот специалист играет ключевую роль в преодолении задержек речевого развития у детей.

Коррекция недостатков речевого развития - это комплексный процесс, состоящий из лечения основного заболевания и выработки навыков правильного звукопроизношения. Основные методы устранения разных нарушений речи, в том числе задержки речевого развития, ОНР, фонетических дефектов и психического отставания: коррекционная работа с логопедом; массаж; ЛФК; медикаментозная терапия; электроакупунктура; нейропсихологическая коррекция. Средства коррекции нарушений речи у детей подбираются индивидуально, но занятия с логопедом являются. Этот специалист учит малыша правильно пользоваться артикуляционным аппаратом, контролирует положение губ и языка при произношении звуков, занимается развитием мелкой моторики рук и мышц языка. При задержке психического и речевого развития у детей показана работа с психологом. Он помогает нормализовать психологическое состояние, адаптироваться в обществе и преодолеть сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Также психолог занимается тренировкой логического мышления, помогает увеличить словарный запас. Массаж и ЛФК улучшают мозговое кровообращение, позволяют значительно улучшить артикуляцию. При повышенной нервной возбудимости подбираются соответствующие методы воздействия, успокаивающие центральную нервную систему. Также используется точечный массаж, массаж языка.

Логопрофилактика

Устранение речевых дефектов, задержки речевого развития долгое и сложное, поэтому с рождения ребенка нужно заниматься профилактикой возможных нарушений развития, чтобы снизить вероятность возникновения проблем в будущем. С малышом нужно как можно больше разговаривать, четко произнося слова и фразы. Это помогает установить эмоциональный контакт, способствует запоминанию слов, усвоению их значения. Важным аспектом служит тренировка мелкой моторики пальцев. С раннего возраста нужно использовать игрушки, развивающие моторику, делать пальчиковую гимнастику. Для психического развития малыша дошкольника отлично подойдут такие занятия, как лепка, рисование, складывание конструктора или мозаики. Чтение книг - это средство расширения словарного запаса, оно формирует интерес к изучению новых слов, учит строить предложения и правильно выражать свои мысли. Также рекомендуются такие средства лечения, как дыхательная гимнастика, упражнения, развивающие мышцы губ и языка, улучшающие их подвижность. При выявлении признаков сложных нарушений речи (ЗРР, ОНР и др.) и дефектах звукопроизношения действовать нужно как можно скорее. Если ребенок старше 3-4 лет не может правильно произносить слова и строить простые предложения, ему необходима диагностика у специалиста и комплексная коррекция.

 

Уважаемые родители!

Помните, что речевые нарушения легче предупредить, чем в последствии исправлять. Поэтому, обязательно находите время для общения со своими детьми с самого рождения, играйте с ними, развивайте, расширяйте их кругозор, формируйте общий запас знаний об окружающем, терпеливо отвечайте на вопросы, читайте с детьми книги, посещайте интересные места, в которых можно обогатить опыт ребенка (в том числе и опыт общения с другими детьми, взрослыми и даже с животными), развивайте мелкую моторику пальцев рук, артикуляционную моторику через игры с пальчиками, гимнастику для губ и языка, пойте песни, учите потешки,  считалки и стихи, играйте с детьми в настольные игры.

И вы окажете существенное положительное влияние на развитие ваших детей,

на их речевое развитие! И, вполне возможно, предупредите серьезные речевые нарушения! Успехов вам и вашим детям!

 

С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 02.09.2024

Дата обновления: 02.09.2024

Дата публикации: 02.09.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».