Как предупредить речевые нарушения у детей младшего и среднего дошкольного возраста? Н.С.Пархоменко

29.10.2024

У детей младшего и среднего дошкольного возраста речь находится в процессе формирования. Поэтому именно в этот период важно осуществлять  профилактику речевых нарушений у дошкольников. Значимую роль в профилактике  речевых нарушений играет совместная деятельность родителей, логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.

В каждой возрастной группе стоят свои профилактические задачи:

- в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи социального характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи.

- нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.

 

Правильное звукопроизношение складывается из:

- хорошо развитого фонематического слуха;

- нормального речевого дыхания;

- развитой артикуляционной и мелкой моторики.

Фонематический слух

Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Развитие фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению выполнять звуковой анализ слов, для подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом.

1. Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

2. Игры, направленные на восприятие ритма;

3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;

4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.

Артикуляционная моторика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»).

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо взрослого и взрослый мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику необходимо систематически, тогда будет положительный эффект.

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки, раскраски и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немаловажным является развитие силы рук.

Речевое дыхание

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

- ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

- нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

- произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;

- неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической, соматической ослабленности;Хочу такой сайт

• сердечно-сосудистых заболеваний.

Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: выдувание мыльных пузырей, поддувание на «кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки, листики, футбол и др.

Голос

Параллельно с развитием дыхания нужно работать по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.

Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время нужно уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.

Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.

1. «Эхо»

В лесу причу: «ау, ау».

А мне в ответ: «ау, ау».

Горе кричу: «ау, ау».

Гора в ответ: «ау, ау»

2. «Телефон»

3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:

Для развития силы голоса (если у ребенка тихий голос) – нужно применять игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:

Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,

ушками захлопали, ножками затопали.

Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.

Кошки замурлыкали: мур-мур-мур,             Птички зачирикали: …. ,

Лошади заржали: …. ,                                       Мухи зажужжали: … .,

Лягушата квакают: …. ,                                      А утята крякают:…. ,

Поросята хрюкают: …. ,                                    Мурочку баюкают.

Систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания и голоса создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.

Для предупреждения системных нарушений речи, при которых страдают не только фонетика и фонематический слух, но и понимание речи окружающих, накопление словарного запаса, формирование грамматического строя речи и связного высказывания, кроме вышеперечисленных способов развития звукопроизносительной стороны речи и умения различать звуки (фонематический слух), необходимо работать по следующим направлениям:

  • консультация и лечение у врачей-специалистов (врач-невропатолог, окулист, отоларинголог, психиатр);
  • консультация учителя-логопеда, педагога-психолога;
  • ежедневное позитивное общение с ребенком, организация игр с ним: настольных, обучающих, сюжетно-ролевых;
  • терпеливое отношение к одним и тем же вопросам ребенка, спокойные и доходчивые ответы на них;
  • поощрение ребенка к речевому общению, похвала, ободрение, искренняя радость;
  • чтение книг ребенку (в соответствии с возрастом) с объяснением, показом картинок;
  • заучивание коротких потешек и стихов с детьми;
  • посещение различных мероприятий с ребенком (в соответствии с возрастом): походы в кино, цирк, кукольный театр, парк, зоопарк и др.;
  • совместные прогулки с ребенком, обучение его общению с другими детьми;
  • спокойное, доброжелательное общение взрослых в семье. Речь ребенка формируется по подражанию близким ему людям. Если в семье постоянно общение на повышенных тонах, с оскорблениями, то ребенок будет расти испуганным, нервным или наоборот, агрессивным. И может возникнуть задержка речи из-за социальных условий. Поэтому еще раз напоминаю: в семье важно общаться спокойно и доброжелательно и уделять внимание детям.
 

Желаю успехов в предупреждении речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста!

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 29.10.2024

Дата обновления: 29.10.2024

Дата публикации: 29.10.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».