Как предупредить речевые нарушения у детей младшего и среднего дошкольного возраста? Н.С.Пархоменко
29.10.2024
У детей младшего и среднего дошкольного возраста речь находится в процессе формирования. Поэтому именно в этот период важно осуществлять профилактику речевых нарушений у дошкольников. Значимую роль в профилактике речевых нарушений играет совместная деятельность родителей, логопедов и воспитателей детских дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста.
В каждой возрастной группе стоят свои профилактические задачи:
- в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи социального характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми и неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи.
- нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.
Правильное звукопроизношение складывается из:
- хорошо развитого фонематического слуха;
- нормального речевого дыхания;
- развитой артикуляционной и мелкой моторики.
Фонематический слух
Фонематический слух – способность воспринимать звуки речи, фонемы, благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак – лак – мак, угол – уголь. Хорошо развитый фонематический слух обеспечивает правильное формирование звукопроизношения, четкое и внятное произнесение слов в соответствии с общепринятыми нормами. Развитие фонематического слуха является необходимым условием обучения детей умению выполнять звуковой анализ слов, для подготовки дошкольников к овладению чтением и письмом.
1. Узнавание неречевых звуков - игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;
2. Игры, направленные на восприятие ритма;
3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;
4. Различение близких по звуковому составу слов – работа с оппозиционными звуками.
Артикуляционная моторика
Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.
С детьми второй младшей группы – объем требований невелик. Нужно, чтобы дети усвоили простейшие навыки движения («блинчик», «лошадка», «вкусное варенье»).
В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо взрослого и взрослый мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику необходимо систематически, тогда будет положительный эффект.
Мелкая моторика
Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки, раскраски и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немаловажным является развитие силы рук.
Речевое дыхание
Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.
Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:
- ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;
- нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;
- произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;
- неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая
Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:
• аденоидных разрастаний;
• общей физической, соматической
ослабленности;
• сердечно-сосудистых заболеваний.
Игры направленные на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи: выдувание мыльных пузырей, поддувание на «кораблики», надувание игрушек, воздушных шариков, «буря в стакане воды», упрямая свеча, перышки, снежинки, листики, футбол и др.
Голос
Параллельно с развитием дыхания нужно работать по развитию голоса. Речевая интонация, окрас фразы усваивается ребенком по подражанию. Патологии развития голоса встречаются достаточно редко.
Необходимо помнить, что в возрасте 3-5 лет у детей недостаточно развиты тормозные процессы в коре головного мозга. В это время нужно уделить внимание детям с тихим и крикливым голосом.
Крикливый голос устраняется путем игр в тихую или шепотную речь.
1. «Эхо»
В лесу причу: «ау, ау».
А мне в ответ: «ау, ау».
Горе кричу: «ау, ау».
Гора в ответ: «ау, ау»
2. «Телефон»
3. Произнесение стихотворений с изменением силы голоса:
Для развития силы голоса (если у ребенка тихий голос) – нужно применять игры, сопровождающиеся громким звукоподражанием или договариванием междометий:
Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели,
ушками захлопали, ножками затопали.
Гуси начали опять по-гусиному кричать: га-га-га.
Кошки замурлыкали: мур-мур-мур, Птички зачирикали: …. ,
Лошади заржали: …. , Мухи зажужжали: … .,
Лягушата квакают: …. , А утята крякают:…. ,
Поросята хрюкают: …. , Мурочку баюкают.
Систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания и голоса создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.
Для предупреждения системных нарушений речи, при которых страдают не только фонетика и фонематический слух, но и понимание речи окружающих, накопление словарного запаса, формирование грамматического строя речи и связного высказывания, кроме вышеперечисленных способов развития звукопроизносительной стороны речи и умения различать звуки (фонематический слух), необходимо работать по следующим направлениям:
- консультация и лечение у врачей-специалистов (врач-невропатолог, окулист, отоларинголог, психиатр);
- консультация учителя-логопеда, педагога-психолога;
- ежедневное позитивное общение с ребенком, организация игр с ним: настольных, обучающих, сюжетно-ролевых;
- терпеливое отношение к одним и тем же вопросам ребенка, спокойные и доходчивые ответы на них;
- поощрение ребенка к речевому общению, похвала, ободрение, искренняя радость;
- чтение книг ребенку (в соответствии с возрастом) с объяснением, показом картинок;
- заучивание коротких потешек и стихов с детьми;
- посещение различных мероприятий с ребенком (в соответствии с возрастом): походы в кино, цирк, кукольный театр, парк, зоопарк и др.;
- совместные прогулки с ребенком, обучение его общению с другими детьми;
- спокойное, доброжелательное общение взрослых в семье. Речь ребенка формируется по подражанию близким ему людям. Если в семье постоянно общение на повышенных тонах, с оскорблениями, то ребенок будет расти испуганным, нервным или наоборот, агрессивным. И может возникнуть задержка речи из-за социальных условий. Поэтому еще раз напоминаю: в семье важно общаться спокойно и доброжелательно и уделять внимание детям.
Желаю успехов в предупреждении речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 29.10.2024
Дата обновления: 29.10.2024
Дата публикации: 29.10.2024
Copyright © 29.10.2024 Пархоменко Н.С.