Обучение грамоте: основные правила самостоятельного обучения ребенка чтению. Н.С.Пархоменко

12.01.2025

Уважаемые родители! Самостоятельно занимаясь с детьми обучением грамоте, одновременно с таким обучением важно проводить профилактику нарушений чтения и письма, развивать внимание, память, мышление и речь детей.

Обучение грамоте должно быть четко спланированным, последовательным, включать в себя как чтение, так и письмо слогов, слов, предложений, но не сразу все вместе, а последовательно и постепенно, по мере изучения звуков и букв, усложнения изучаемого материала.

Обучение грамоте следует проводить, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей (в семьях встречается двуязычие, у ряда детей имеются недостатки речи разной степени сложности, которые осложняют процесс обучения грамоте).

Продолжительность занятия по обучению грамоте не должна превышать 30 минут, а в начале обучения возможно и более короткое занятие.  В ходе занятия должны быть разные виды деятельности: игровые упражнения, введение в тему, объяснение нового материала, практическая деятельность ребенка (детей) под контролем и с помощью взрослого, закрепление изученного. В качестве пособия по обучению грамоте можно использовать книгу Г.А.Глинки «Буду говорить, читать, писать правильно». Данная книга адресована не только воспитателям и логопедам, но и родителям.

После изучения того или иного материала следует часто, но ненавязчиво – в форме игры – повторять с детьми изученный материал в бытовых ситуациях, на прогулке (например, «Кто больше придумает слов, которые начинаются со звука [М]», «Кто без ошибок определит место заданного звука в слове?», «Кто правильно и последовательно назовет все звуки в заданном слове?», Кто быстрее составит заданное слово из букв разрезной азбуки?" и др.).

Одним из ведущих мотивов в жизни 5-6-летних детей является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Именно поэтому дети очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны взрослого. Непосредственный интерес к занятиям, положительные оценки взрослых стимулируют на первых порах желание ребенка продолжать обучение. Во второй половине года можно мотивировать детей будущей хорошей учебой в школе, т.к. по мере того, как ребенок овладевает навыками звукового анализа и синтеза, чтения и письма (что стимулирует развитие мыслительной деятельности), у него возникает интерес к учебе уже не ради похвалы, а ради самого процесса обучения, для собственного удовольствия.

Разумная требовательность взрослого к ребенку будет только на пользу, так как не стоит забывать, что недостаточное развитие воли является более частой причиной неуспеваемости в школе.

В основе обучения детей чтению лежит не буква, а звук. Прежде, чем показать ребенку новую букву, следует научить его слышать конкретный звук в слогах, словах, то есть нужно развивать фонематический слух.

На протяжении всего периода обучения  следует называть звук и букву одинаково коротко.

Важно, чтобы ребенок научился различать понятия «звук» и «буква»: звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, читаем и пишем.

Очень важно учить детей читать по слогам, сливая буквы вместе, как бы пропевая их: МММ-ААА. (а не побуквенно, когда ребенок называет сначала одну, потом вторую букву, после чего пытается их соединить), навык побуквенного чтения очень стойкий  и с трудом исправляется, а в школе ведет к неуспеваемости, т.к. замедляет скорость чтения, является причиной недостаточного понимания прочитанного.

Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?

Ребенок должен различать понятия «справа» и «слева», уметь показывать правое ухо, левую ногу, рассказывать, что находится справа, что слева, ориентироваться на листе бумаги. Полезно систематически проводить игры на листе бумаги, графические диктанты. Важно научить детей складывать картинки из 6-ти кубиков, так как это показатель развития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры-занятия с различными конструкторами и строительными наборами.Хочу такой сайт

Можно включить в занятия игры с зеркальными и правильно написанными буквами, поиск заданной буквы среди схожих по начертанию, игры-дорисовки букв, узнавание букв на зашумленном фоне.

Чтобы детям было легче запоминать буквы, можно использовать следующие приемы:

  • обводить пальцем наждачные буквы;
  • конструировать буквы из элементов (счетных палочек, спичек, шнурков и т.д.);
  • раскрашивать буквы, предметы, в названиях которых встречается тот или иной изучаемый звук;
  • лепить буквы из пластилина;
  • вырезать буквы по контуру;
  • играть в «волшебный карандашик» - писать буквы пальцем в воздухе по образцу взрослого;
  • применять игру «На что похожа буква?» - вместе с детьми фантазировать, придумывать предмет, на который похожа буква;
  • шнуровать буквы, изготовленные из картона, пластика;
  • обводить буквы по контуру;
  • прописывать буквы по опорным точкам и др.

Важно упражнять детей в чтении слогов, слов: 

  • совместно; 
  • последовательно: сначала читает взрослый, показывая пример, а потом - ребенок;
  • самостоятельно. 

В старшем дошкольном возрасте важно и нужно упражнять детей в звуковом, звукобуквенном анализе слов, учить детей делить слова на слоги по примеру и образцу взрослого, упражнять в анализе предложений (изображать при этом графические схемы предложений), в разгадывании ребусов, кроссвордов, упражнять в чтении и письме слов, предложений и соотнесении их с определенными картинками.

К концу года дети подготовительной к школе группы должны уметь прочитать короткий рассказ, ответить на вопросы по содержанию рассказа, пересказать прочитанный текст, при необходимости – проиллюстрировать заданный рассказ.


Успехов Вам и Вашим детям!

 

С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 12.01.2025

Дата обновления: 12.01.2025

Дата публикации: 12.01.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».