Расширяем словарный запас детей правильно. Н.С.Пархоменко
09.02.2025
Достаточный словарный запас позволяет дошкольникам полноценно усваивать программный материал соответствующей возрастной группы, повышает активность детей на занятиях и вне их, так как, если ребенок хорошо говорит, то он, как правило, и понимает новый материал хорошо, и свободно общается со сверстниками, его охотно берут в игры, он отлично справляется с принятыми на себя ролями, он общителен, с ним легко общаться. Такой ребенок сам активно тянется к новым знаниям.
В детском саду встречаются дошкольники с недостаточным словарным запасом. В связи с этим таким детям трудно усвоить новый материал, им бывает сложно подобрать нужное, наиболее точное слово для ответа собеседнику (взрослому или ребенку), его не всегда понимают окружающие. В результате ребенок может замкнуться, перестать общаться, отказывается отвечать на занятиях, плохо понимает литературные произведения, и как следствие, не может полноценно выучить стихотворение, пересказать небольшой текст, составить рассказ.
Обогащение и расширение словарного запаса у детей дошкольного возраста происходит постепенно, последовательно, планомерно, по мере изучения лексико-грамматических тем в детском саду и дома, в соответствии с общепринятыми событиями и праздниками, со временем года, в ходе ознакомления с художественной литературой, при заучивании стихов, при посещении театров, кинотеатров, музеев, выставок, в ходе экскурсий и путешествий.
Расширяя и обогащая словарный запас ребенка, необходимо учитывать возрастные, индивидуальные психологические особенности детей, их интересы и склонности, национальные традиции, место проживания, социальное окружение и т.д.
В работу по обогащению и расширению словарного запаса детей должны быть включены все участники воспитательно-образовательного процесса: дети педагоги ДОУ, родители/законные представители воспитанников, так как родители - это главные участники воспитательно-образовательного процесса.
Рассмотрим, как можно обогатить словарный запас в феврале.
Февраль - это третий месяц зимы.
В феврале мы отмечаем День защитника Отечества.
В феврале 2025 года мы празднуем народный праздник Масленицу.
Исходя из этого какие темы можно и нужно изучать с ребенком в феврале?
- мужские профессии: полицейский, пожарный, летчик, военный, строитель, водитель;
- инструменты, транспорт, правила дорожного движения, военная техника;
- историю празднования Масленицы.
В соответствии с темами нужно подбирать материал для общения с ребенком: стихи, художественные произведения, песни, пословицы и поговорки, викторины и развлечения.
Словарный запас должен включать в себя существительные, прилагательные, глаголы, наречия, использование предлогов.
Все непонятные, новые слова нужно обязательно объяснять детям с научной точки зрения, но на доступном речевом материале, в соответствии с уровнем развития детей.
Так, в ходе ознакомления с художественными произведениями: рассказами, сказками, стихами, песнями обязательно нужно объяснять новые, непонятные, сложные слова. Затем важно включать эти слова в свою речь, в образец высказывания, чтобы дети, вслед за образцом взрослого также использовали эти слова при ответах, при самостоятельном общении со взрослыми и детьми.
Пример активизации словарного запаса у детей по теме «Транспорт»
Существительные: машина, автобус, метро, трамвай, троллейбус, поезд, самолет, корабль, вертолет, лодка, грузовик, шофер, остановка, катер, вокзал, кондуктор, билет, гараж, пристань, аэропорт, рельсы, шпалы, ракета, паром, электричка, рефрижератор, трасса, самосвал, парусник, такси, телега, пилот, штурман, велосипед, мотоцикл.
Глаголы: ехать, плыть, лететь, сигналить, останавливаться, стоять, чинить, ломаться, отчаливать, причаливать, тормозить, выруливать, ремонтировать, буксовать, подлетать, отлетать, взлетать.
Прилагательные: быстрый, скорый, пассажирский, грузовой, подземный, воздушный, морской, автомобильный, снегоуборочный, железнодорожный, наземный, речной.
Ребенку можно предложить следующие игры и игровые упражнения:
«Сосчитай до пяти» (Одна белая машина ….. пять белых машин);
«Продолжи предложения» ( В городе можно ездить на ….);
«Сравни» (трамвай и троллейбус, трамвай и электричку,
троллейбус и автобус, автобус и автомобиль);
«Что лишнее и почему?» (автобус, троллейбус, колесо и др.);
«Перечисли, что может…» (летать, ездить, плавать);
«Собери предложение правильно» ( Машина, ехать, по, городской, улица и др.);
«Составь рассказ по картинке» (по серии картинок);
«Что могут делать?» (автобус, корабль, самолет) - нужно назвать как можно больше слов, например, автобус может ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться с места, останавливаться и др.;
«Как назвать остановку?» ( трамвай – трамвайная, автобус - …, троллейбус - …);
«Назови одним словом машину, которая …» (возит молоко – молоковоз, мешает бетон - …, возит воду - …, черпает землю - …, укладывает трубы - …, дробит камни - …);
«Исправь предложения» (Дом подъехал к машине. Бензин кончился, потому что машина остановилась и др.);
«Как назвать колеса?» ( У автомобиля - …, у велосипеда - …, у мотоцикла - …);
«Что общего и чем отличаются?» (лодка и рыба, самолет и птица);
«Назови ласково» (паровоз – паровозик, самолет –…, машина - …, велосипед - …, самокат - …, корабль - …, лодка - …, катер - …, пароход - …, теплоход - …, вертолет -…, автомобиль - …);
«Кто чем управляет?» (Самолетом управляет летчик. Машиной управляет… Поездом управляет …. Мотоциклом управляет … Велосипедом управляет …);
«Загадки и отгадки»;
«Кто или что быстрее? Кто или что медленнее?» (черепаха, человек, велосипедист, машина, самолет);
«Какое слово не подходит?» (дорога, дороженька, дорогой, подорожник, придорожный и др.);
«Объясни, для чего нужно?» (Фары, тормоза, багажник, руль, ветровое стекло, правила дорожного движения).
Таким образом, обогащение и расширение словарного запаса детей - очень важная и нужная часть работы по развитию речи дошкольников, которая должны быть систематической, планомерной и последовательной. При систематической работе по обогащению и расширению словарного запаса у ребенка уровень развития речи будет достаточно высоким, такой ребенок будет активным, общительным и успешным, быстрее социализируется в окружающем обществе.
Успехов вам и вашим детям!
С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 09.02.2025
Дата обновления: 09.02.2025
Дата публикации: 09.02.2025
Copyright © 09.02.2025 Пархоменко Н.С.