Роль дидактических грамматических игр в развитии речи дошкольников. Н.С.Пархоменко
24.02.2025
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в детском саду и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Формирование грамматического строя – залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы. Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы – «можно», «нельзя», «правильно», «неправильно». Ребёнок, у которого развит грамматический строй речи, эмоционально здоров: он свободно общается со сверстниками, коммуникабелен, смел в речевых высказываниях, в выражении своих собственных мыслей, чувств, настроений; он безболезненно входит в школьный коллектив, чувствует себя полноценным и равноправным участником коллективной деятельности. В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с её категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно.
К методам овладения грамматически правильной речью относятся дидактические игры, игры-драматизации, словесные упражнения, рассматривание картин, пересказ коротких рассказов и сказок.
Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. По мнению педагогов, игра в развитии речи занимает важное место еще и потому, что игра – это не только развлечение, а и творческий труд ребенка, это то, с чего он начинает свою жизнь. В процессе игры дети изучают не только окружающий их мир, но и самого себя, своё место в мире.
Дидактические игры и упражнения могут проводиться с игрушками, предметами и картинками, а также в форме словесных игр.
Приведем примеры дидактических игр для формирования грамматической стороны речи.
«Магазин»
Цель: упражнять детей в употреблении существительных в Винительном падеже в единственном и множественном числе.
Оборудование: витрина, игрушки.
Ход: Взрослый говорит ребенку, что он будет продавцом, а ребенок – покупателем. Ребенок должен выбрать игрушку и сказать, что он купит («Я куплю куклу»). Если ребенок правильно сказал, то он получает названную игрушку.
«Кто что любит?»
Цель та же.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных, продуктов их питания.
Ход: взрослый раскладывает на столе картинки с изображением животных, картинки с изображением предметов питания животных. Нужно взять картинку с изображением животного и сказать, что это животное любит есть.
«Кто как помогает человеку?»
Цель: та же.
Ход: взрослый раскладывает предметные картинки с изображением домашних животных и птиц. Взрослый и ребенок по очереди берут картинки и говорят, кто из изображенных животных и птиц какую пользу приносит человеку. (Лошадь возит грузы. Корова дает молоко. Овца дает шерсть. Собака охраняет дом и т.д.)
«Угадай по вкусу»
Цель: та же.
Ход: взрослый раскладывает натуральные овощи и фрукты перед ребенком и эти же овощи и фрукты кусочками на тарелке. Ребенок называет овощи и фрукты, затем закрывает глаза, взрослый угощает его кусочками овощей и фруктов, а ребенок должен сказать, что он съел («Я съел яблоко» и т.д.).
«День рождения»
Цель: учить детей употреблять существительные в Творительном падеже»
Оборудование: картинки с изображением морковки, меда, орехов, рыбы, капусты.
Ход: взрослый говорит ребенку, что у зайки сегодня день рождения. И он решил пригласить к себе в гости лесных зверей. Разное угощение приготовил зайка своим гостям. Угадай, кому что он приготовил? («Орехи заяц приготовил белке» и т.д.).
«Чьи вещи?»
Цель: употребление существительных в родительном падеже.
Оборудование: картинки с изображением членов семьи, их вещами.
Ход:
взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, подумать и ответить на
вопрос: «Чьи это вещи?» («Халат мамы. Панама дочки» и т.д.)
«С какого дерева ветка?»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Оборудование: изображение деревьев и их веток.
Ход: взрослый предлагает назвать деревья и найти ветки с этих деревьев, назвать ветку правильно: ветка с березы – березовая, с осины – осиновая и т.д.
«Потерялись хвосты»
Цель: упражнять в употреблении притяжательных прилагательных.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и их хвостов.
Ход: взрослый говорит, что у животных потерялись хвосты. Надо их найти и назвать: хвост коровы – коровий, хвост волка – волчий и т.д.
«Где едет машина?»
Цель: упражнять детей в употреблении приставочных глаголов.
Оборудование: игра-бродилка с изображением дороги, домов, магазинов, машинка.
Ход: взрослый провозит машинку по пути: по дороге, останавливается у магазина, подъезжает к мосту, заезжает на мост, съезжает с моста, подъезжает к гаражу, въезжает в гараж, выезжает из гаража и т.д.
(глаголы: едет, подъехала, отъехала, выехала, проехала, въехала, съехала, заехала и т.д.).
«Где летит самолет?»
Проводится аналогичная игра, только вместо машинки используется игрушка «самолет».
«Кто где живет?»
Цель: упражнять детей в употреблении существительных в Предложном падеже с предлогом»
Оборудование: картинки с изображением животных и их жилищ.
Ход: взрослый говорит, что животные потеряли свои домики. Надо им помочь. Ребенок берет животного, называет его, говорит, где он живет (в конуре, в дупле, в норе, в воде, в коровнике, в хлеву и т.д.)
Также можно и нужно применять и другие дидактические игры, направленные на формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста. Такие игры помогут детям дошкольного возраста полноценно овладеть грамматической стороной речи.
Успехов вам и вашим детям!
С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 24.02.2025
Дата обновления: 24.02.2025
Дата публикации: 24.02.2025
Copyright © 24.02.2025 Пархоменко Н.С.