Рекомендации для родителей "Как воспитать поэта?" - подготовила Н.С.Пархоменко

25.03.2025

Хорошая речь – важнейшее условие
всестороннего полноценного развития детей.
Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче
ему высказывать свои мысли, тем активнее
осуществляется его психическое и речевое развитие.
В.А. Сухомлинский

 

В работе по развитию речи особое место занимает деятельность, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.

В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Эту работу можно проводить одновременно в двух направлениях: заучивание и сочинение.

Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм. Например  произведения А. Барто, С. Маршака и других детских поэтов.

     Чтобы детям легче было заучить стих, эффективно применять методы «мнемотехника» и «заучивание стихов руками», это помогает развивать речь детей, память, творческие способности и воображение.

Дома можно и нужно создать «атмосферу поэзии», это когда поэтическое слово звучит и дома, и на улице; в повседневном общении, в образовательном процессе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, а систематически в течение года, развивая  потребность слушать и запоминать.

Обучение детей сочинению стихов

Важную роль в развитии речи играет и сочинение стихов детьми. Способность к сочинительству тоже игра и вместе с тем – награда за труд. В обучении сочинительству можно выделить следующие этапы работы:

  • знакомство детей с алгоритмом создания небольшого стихотворного текста;
  •   коллективное составление текста по алгоритму;
  • создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами;
  • индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов можно начинать с трехлетнего возраста. Исследователями установлено, что дети с 3 – 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении. Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это словесная игрушка ребёнка, и в то же время детская поэзия.

     Рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания ребенка.

Какие задачи можно решить при обучении рифмованию дошкольников?

Вторая младшая группа

    1) Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, пень – день; ночь – дочь; кот – рот; палка – галка; печка – свечка; мышка – крышка и т.д.

2) Побуждать детей  к созданию рифмованных строчек по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. (Слон стоит, а конь бежит)

 

Средняя группа

1) Учить детей рифмовке через дидактические игры: Игра «Добавлялки» (Ра-ра-ра – начинается…(игра), Лу-лу-лу – сидит кот в… (углу), Ша-ша-ша – мама моет… (малыша), Жу-жу-жу – молока дадим… (ежу), Са-са-са – в лесу бегает… (лиса), Су-су-су – было холодно в… (лесу)), «Склад-несклад», «Отгадывание загадок».

Самолетик легкий, быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза.

Это чудо - (стрекоза),

«Чистоговорки», «Чужое слово», и другие игры.

2) Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки.

 

Старшая группа   (усложняются задания)

     1) Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко).

2) Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. (о ком или о чем будет стихотворение, каким этот объект будет,  что он будет делать, вывод)

 

Подготовительная группа

     1)Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения.

2) Формировать умение составлять рифмовки.

Сочинение стихов по ключевым словам:

1. Когда укладываем детей спать

Мы ложимся все в кровать,Хочу такой сайт

Детям нужно отдыхать,

Мы немножко отдохнем

И опять играть пойдем.


2. Печем печенье к чаепитию

Напечем печенье,

Будет угощенье,

Мы друзей позовем

И станцуем и споем.


3. Стихи про наши цветы

За окном трещит мороз,

Люди прячут в шарфик нос.

А в группе нашей тепло и уют,

Орхидеи тут цветут.


4. При посадке цветов

Вот он маленький росточек,

Ты полей его дружочек,

Ты воды не жалей,

будет он расти быстрей.


5. Это было в апреле

Мы жили в отеле,

Звенела капель,

Мы ловили форель.

 

Василий Сухомлинский сказал замечательную фразу: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал радостным и светлым».


Успехов вам и вашим детям!

С уважением, учитель-логопед Надежда Сергеевна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.03.2025

Дата обновления: 25.03.2025

Дата публикации: 25.03.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».