Обучение детей дошкольного возраста выразительному чтению стихотворений. В.Н.Лазарева
25.03.2025
Уважаемые родители!
В этой статье я хочу рассказать Вам о том, как научить ребенка – дошкольника красиво и выразительно читать стихи.
Начну с того, что художественная литература, в данном случае - поэзия, играет большую роль в развитии и воспитании детей. Вообще, поэзия – это не просто рифмованный текст. Это – духовное искусство, насыщенное эмоциями, настроениями. И все это чтец должен уметь передать через выразительные средства: интонации, мимику и жесты. И чтобы они соответствовали содержанию, ребенку необходимо понять его и прочувствовать. А, правильно организованная работа по разучиванию стихотворений с детьми благотворно влияет на развитие их речи, чувств и эстетического вкуса.
Взрослому необходимо вдумчиво отнестись к организации работы и непосредственно разучиванию.
Во-первых, необходимо самому внимательно прочитать произведение, осмыслить его. Если ребенку что-то не понятно- нужно провести словарную работу, т.е. объяснить смысл слов и выражений. Ведь, в стихах часто встречаются образы в необычных формах. Также, необходимо определить логические ударения и объяснить их ребенку. Часто в практике наблюдается такая ошибка родителей, как неправильно поставленные логические ударения, вследствие которых разрывается фраза, теряется или изменяется смысл произведения.
Во-вторых, родителям необходимо обращать внимание на дикцию ребенка. Если у ребенка уже поставлены определенные звуки и учитель-логопед рекомендует проговаривать их дома, то необходимо следить за произношением всех возможных фонем (звуков) в речи. Трудные слова лучше проговорить отдельно, многократно: «проворонил, проворонил, проворонил и т.д.»
В-третьих, при чтении стихотворений с детьми мы тренируем у них правильное речевое дыхание. Чтобы ребенок не говорил «взахлеб», необходимо учить его набирать достаточное количество воздуха на определенную фразу, либо ее часть так, чтобы не изменить и не потерять смысл.
Также, при чтении стихотворений необходимо воспитывать у ребенка интонационную выразительность речи. Произведение будет звучать настолько выразительно, насколько ребенок умеет чувствовать, о чем я сказала ранее. Ярким примером здесь может послужить известная фраза из фильма «Посторонним вход воспрещен»: «-Бодры надо говорить бодрее, а веселы - веселее». В данном случае взрослый пытается объяснить детям, что эмоции в их речи не были отражены точно. Поэтому, старайтесь развивать эмоции, чувства своих детей. Читайте своим детям разнообразные произведения, содержащие разные ситуации и вызывающие разные чувства и ощущения, беседуйте с детьми о чувствах.
Желаю успехов и хороших результатов. Всегда рада помочь!
Учитель-логопед: Лазарева В.Н.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.03.2025
Дата обновления: 25.03.2025
Дата публикации: 25.03.2025