Параметр речи
|
Сформированные знания, умения, навыки, универсальные
учебные действия.
|
Дети младшей группы детского сада
|
Звуковая сторона речи
|
- правильное произношение в словах гласных: а, у, и, о, э;
согласные звуки: п, б, т, д, к, г, в, ф, с, з, ц;
- выработан правильный темп речи, интонационная
выразительность.
- сформировано умение отчетливо произносить слова и короткие
фразы, умение говорить спокойно, с естественной интонацией.
|
Фонематическая сторона речи
|
- уметь различать неречевые звуки (шум воды, машины, звон
колокольчика, звонок будильника, звучание погремушки, шуршание бумаги, голоса
домашних животных и птиц); - уметь слышать и различать речевые звуки между
собой (далекие по артикуляции и способу образования) на уровне звуков,
слогов, слов; - уметь выделять заданный гласный или согласный звук из ряда
звуков, слогов, слов (стоящий в начале слога или слова).
|
Словарный запас: пассивный и активный
|
- иметь представление о ближайшем окружении; - знать название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды,
мебели, видов транспорта;
- уметь различать и называть существенные детали и части
предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и
его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая,
шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвётся и размокает,
стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают
первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом);
- уметь различать сходные по назначению предметы (тарелка –
блюдце, стул – табурет, шуба – пальто-дубленка);
- уметь понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель,
овощи, фрукты, птицы и др.), называть части суток (утро, день, вечер, ночь),
называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.
|
Грамматический строй речи
|
- уметь согласовывать прилагательные с существительными в
роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогом (в, на, под, за,
около);
- употреблять в речи имена существительные в форме
единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей
(утка – утенок – утята), форму множественного числа существительных в
родительном падеже (много ленточек, матрешек, книг, груш, слив);
- употреблять в речи не только простые нераспространенные
предложения, но и учиться их распространять путём введения в них определений,
дополнений, обстоятельств;
- составлять предложения с однородными членами (Мы поедем в
зоопарк и увидим там слона, зебру, крокодила, тигра.
|
Связная речь
|
Дети совершенствуются в диалогах.
Они умеют вступать в диалог во время рассматривания
предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, умеют
участвовать в обсуждении просмотренных спектаклей, мультфильмов.
Слушают и понимают заданный вопрос, понятно отвечают на
него, говорят в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.
Уместно употребляют слова: «Спасибо», «Здравствуйте», «До
свидания», «Спокойной ночи» в семье и в группе сверстников.
Являются инициаторами общения со взрослыми и детьми.
Умеют самостоятельно рассматривать картинки, книги, наборы
предметов и говорить об увиденном.
|
Дети средней группы детского сада
|
Звуковая сторона речи
|
-уметь правильно произносить гласные и основные
согласные звуки, а также свистящие, шипящие, к концу года – сонорные (р, рь,
л, ль);
-уметь достаточно четко произносить слова и
словосочетания;
-речь ребенка интонационно выразительна.
|
Фонематическая сторона речи
|
- уметь различать на слух звуки речи; - называть слова,
начинающиеся на определенный звук; - последовательно называть звуки в слоге из
двух звуков, в слове из трех звуков (с помощью звуковой линейки).
|
Словарный запас: пассивный и активный
|
- иметь представления о предметах, явлениях, событиях
ближайшего окружения и не имевших места в собственном опыте дошкольников;
- употреблять в речи названия предметов, их частей,
материалов, из которых они изготовлены;
- уметь использовать в речи наиболее употребительные
прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;
- знать и использовать существительные, обозначающие
профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия;
- уметь определять и называть местоположение предмета
(слева, справа, рядом, около, между), время суток;
- вместо часто используемых детьми указательных
местоимений и наречий (там, тут, туда, такой, этот) употреблять более точные
выразительные слова; употреблять слова-антонимы (чистый-грязный, светло-темно,
др.);
- употреблять существительные с обобщающим значением
(мебель, овощи, животные и др.)
|
Грамматический строй речи
|
- согласовывать слова в предложении, правильно
использовать предлоги в речи;
- образовывать форму множественного числа существительных,
обозначающих детенышей животных (по аналогии),
- употреблять эти существительные в именительном и
винительном падежах (лисенок - лисенка, лисята – лисят,);
- правильно употреблять форму множественного числа
родительного падежа существительных (вилок, туфель и др.);
- иметь представление о правильных формах повелительного
наклонения некоторых глаголов (Стой! Лежи! Поезжай! Беги! И др.),
несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао и др.);
- активно употреблять в речи простейшие виды
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Взрослые же, в свою очередь, должны поощрять характерное
для детей 5-ти лет словотворчество, тактично подсказывать общепринятый
образец речи.
|
Связная речь
|
- уметь участвовать в беседе;
- понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать
их;
- уметь описывать предмет, картинку;
- составлять рассказ по картинке, созданной ребёнком с
использованием картинного или схематического плана;
- уметь пересказывать наиболее выразительные и динамичные
отрывки из сказок.
|
Речь детей старшей группы детского сада
|
Звуковая сторона речи
|
Речь взрослого по-прежнему остается основным источником
речевого развития детей.
Дети умеют произносить все звуки речи, научились
модулировать голосом (сила, высота голоса, темп речи, тембр) при выражении
различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и др.,
владеют речевым выдохом, на одном дыхании способны проговорить достаточно
длинную цепочку слов, скороговорку. Речь детей плавная, ритмичная, спокойная.
|
Фонематическая сторона речи
|
Дети научились различать наиболее смешиваемые звуки:
шипящие и свистящие (ш-с, з-ж, ч-ц, щ-сь), звонкие и глухие (в-ф, з-с, ж-ш,
б-п, д-т, г-к), сонорные (л и р).
|
Словарный запас: пассивный и активный
|
Разнообразный словарный запас постоянно пополняется и
уточняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и
информации. Дети овладевают антонимией, синонимией, точно употребляют слова в
речи, хорошо подбирают слова, обозначающие действия и признаки предметов,
умеют составлять нелепицы на основе приобретенных знаний и умений, умеют
объяснять этимологию слова, вслушиваясь в звучание некоторых слов (например:
«холодильник», «вездеход», «ракетоносец» и др). Дети с помощью взрослых
пользуются словарями для толкования непонятных слов. У детей появляется
устойчивый интерес к значению слов.
|
Грамматический строй речи
|
Грамматический строй речи детей к 6-ти годам все более
совершенствуется. Дети способны образовывать однокоренные слова (сад,
садовод, садовник, садит и др.), образовывать по аналогии существительные
(сахарница – сухарница, виноградина-картофелина-градина), прилагательные
(ушастый, рукастый, глазастый, головастый), правильно употреблять
несклоняемые имена существительные, сравнительную степень прилагательных
(чистый – чище, сырой – сырее, плотный – плотнее и др.)
|
Связная речь
|
Дети 6-ти лет могут объяснить что-то педагогу или другим
детям, обосновать свой ответ или выбор, убедить в чем-то окружающих. Дети
этого возраста хорошо понимают вопросы взрослого и правильно и развернуто на
них отвечают. Высказывания точны как по содержанию, так и по речевому
оформлению. Дети 6-ти лет используют в речи предложения с однородными
членами, сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения. Дети иначе, чем
в предыдущей группе, начинают слушать и слышать рассказ педагога, воспринимая
не только его смысл, но и речевое оформление. Все более совершенствуется
диалогическая и монологическая речь. Дети владеют пересказом, достаточно хорошо
описывают предмет, составляют рассказ по картине и картинкам с
последовательно развивающимся действием. Логичность, полнота и образность
рассказов детей определяются как содержанием картинок, так и характером
вопросов и заданий, предусмотренных педагогом. Картинки с фабульным развитием
действия побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их
воображение. Дети умеют дополнять
недостающие части рассказа, самостоятельно придумывают сказки и рассказы на
заданную тему, составляют рассказы из личного опыта.
|
Дети подготовительной к школе группы
|
Звуковая сторона речи
|
У детей уже было сформировано умение различать на слух
звуки в словах, определять позицию звука в слове. Дети четко произносят все звуки родного языка,
сформировано довольно сложное умение – определять звук, изменивший значение
слова (мак – рак, кит – кот). Дети могут припомнить слово, начинающееся на
заданный слог, могут запомнить 10-12 слов на этот слог в случае, когда
педагог читает такие слова. При этом дети способны объяснить значение этих
слов.
|
Фонематическая сторона речи
|
У детей 7-ми лет совершенствуется слуховое внимание и
фонематическое восприятие. Дети довольно хорошо подбирают рифмы к
стихотворным строчкам, умеют быстро, четко и правильно проговаривать
скороговорки.
У детей сформированы представления о слове и предложении.
Дети могут делить предложение на слова, определяют количество слов в
предложении и сообщают результат тем способом, который предлагается
педагогом. Дети называют порядок слов в предложении. В этом возрасте дети
овладели слоговым и звуковым анализом слов. Ребенок оперирует терминами:
«предложение», «слово», «часть слова», «слог», «звук», «согласные звуки»,
«гласные звуки», «твердые и мягкие согласные», «глухие и звонкие согласные».
Дети по заданию взрослого способны назвать двух- и трехсложные слова с
открытыми слогами; называют звуки в словах, состоящих из трех-четырех-пяти
звуков.
|
Словарный запас: пассивный и активный
|
У детей 7-ми лет словарный запас богат и разнообразен.
«Семантическая система» (По определению А.Леонтьева) слов постоянно
расширяется и уточняется. Дети усвоили понятие «многозначные слова», хорошо
владеют способами образования слов и понимают родственные слова. В
самостоятельной речи используют существительные, прилагательные, глаголы,
наречия, предлоги. Дети могут подбирать к заданным словам и антонимы, и
синонимы, образовывать и объяснять сложные слова (например, землечерпалка).
Словарь детей этого возраста включает не только общеупотребительную речь, но
и образные выражения, которые дети используют при пересказе, в
играх-драматизациях и др. Дети понимают значение пословиц и поговорок.
|
Ознакомление с художественной литературой
|
При чтении художественной литературы дети хорошо понимают
текст (соответствующий возрасту). Дети проявляют интерес к книгам. Дети знакомы с народным жанром (потешки,
песенки, заклички, прибаутки и др.), народными сказками, былинами, с
поэтическими произведениями (А.Пушкин, А. Блок, М. Волошин, А. Ремизова, П.
Соловьевой), сказками отечественных и зарубежных авторов (П.Ершов, А.с.
Пушкин, Г.Х. Андерсен, Д. Мамин-Сибиряк, А.Линдегрен, Б.Поттер, С.Тонелиус и
др.), рассказами и повестями (А. Куприн «Слон», Н. Телешов «Уха», К. Коровин
«Белка», Ю. Коваль – рассказы и др.). Дети с помощью взрослых работают со
словарями и энциклопедиями (типа «Я познаю мир» и др.). У детей сформирован
устойчивый интерес к книгам, рассчитанным на длительное чтение. Дети способны
к эстетическому восприятию художественных произведений, интересуются
поэтическим словом. Некоторые дети
читают самостоятельно. У детей есть любимые книги.
Интерес к чтению надо поощрять и развивать (желание прочитать надписи под
рисунками, название книги или журнала, вывески на магазинах и др.).
|
Грамматический строй речи
|
Дети подготовительной к школе группы правильно употребляют
несклоняемые существительные, существительные во множественном числе
родительного падежа, согласовывают слова в предложении в роде и числе,
образовывают существительные и прилагательные с помощью суффиксов и приставок,
глаголы – при помощи приставок. В ходе бытовой и игровой деятельности дети
способны использовать как простые распространенные, так и сложные формы
предложений (сложно-сочиненные и сложно-подчиненные).
|
Связная речь
|
Дети способны интересно, связно, последовательно описывать
простые случаи из своей жизни, способны соблюдать логику развития сюжета. У
детей совершенствуется умение понимать и передавать в речи некоторые связи
между наблюдаемыми явлениями, делать выводы. Дети могут дать оценку явлениям
и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценить
поведение персонажей. Дети говорят не торопясь, достаточно громко, без
напряжения. У детей развита интонационная выразительность речи. Дети
подготовительной к школе группы самостоятельно составляют рассказ по
картинкам с последовательно развивающимся действием, употребляют в речи
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пользуются прямой речью,
обращениями.
|