Информация для родителей: "Речь детей к концу учебного года (по возрастам)". Подготовила Н.С.Пархоменко

25.05.2025

Параметр речи

Сформированные знания, умения, навыки, универсальные учебные действия.

Дети младшей группы детского сада

Звуковая сторона речи

- правильное произношение в словах гласных: а, у, и, о, э; согласные звуки: п, б, т, д, к, г, в, ф, с, з, ц;

- выработан правильный темп речи, интонационная выразительность.

- сформировано умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, умение говорить спокойно, с естественной интонацией.

Фонематическая сторона речи

- уметь различать неречевые звуки (шум воды, машины, звон колокольчика, звонок будильника, звучание погремушки, шуршание бумаги, голоса домашних животных и птиц);

- уметь слышать и различать речевые звуки между собой (далекие по артикуляции и способу образования) на уровне звуков, слогов, слов;

- уметь выделять заданный гласный или согласный звук из ряда звуков, слогов, слов (стоящий в начале слога или слова).

Словарный запас: пассивный и активный

- иметь представление о ближайшем окружении; 

- знать название и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта;

- уметь различать и называть существенные детали и части предметов (у платья – рукава, воротник, карманы, пуговицы), качества (цвет и его оттенки, форма, размер), особенности поверхности (гладкая, пушистая, шероховатая), некоторые материалы и их свойства (бумага легко рвётся и размокает, стеклянные предметы бьются, резиновые игрушки после сжимания восстанавливают первоначальную форму), местоположение (за окном, высоко, далеко, под шкафом);

- уметь различать сходные по назначению предметы (тарелка – блюдце, стул – табурет, шуба – пальто-дубленка);

- уметь понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и др.), называть части суток (утро, день, вечер, ночь), называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты.

Грамматический строй речи

- уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогом (в, на, под, за, около);

- употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята), форму множественного числа существительных в родительном падеже (много ленточек, матрешек, книг, груш, слив);

- употреблять в речи не только простые нераспространенные предложения, но и учиться их распространять путём введения в них определений, дополнений, обстоятельств;

- составлять предложения с однородными членами (Мы поедем в зоопарк и увидим там слона, зебру, крокодила, тигра.

Связная речь

Дети совершенствуются в диалогах.

Они умеют вступать в диалог во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций, наблюдений за живыми объектами, умеют участвовать в обсуждении просмотренных спектаклей, мультфильмов.

Слушают и понимают заданный вопрос, понятно отвечают на него, говорят в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Уместно употребляют слова: «Спасибо», «Здравствуйте», «До свидания», «Спокойной ночи» в семье и в группе сверстников.

Являются инициаторами общения со взрослыми и детьми.

Умеют самостоятельно рассматривать картинки, книги, наборы предметов и говорить об увиденном.

Дети средней группы детского сада

Звуковая сторона речи

-уметь правильно произносить гласные и основные согласные звуки, а также свистящие, шипящие, к концу года – сонорные (р, рь, л, ль);

-уметь достаточно четко произносить слова и словосочетания;

-речь ребенка  интонационно выразительна.

Фонематическая сторона речи

- уметь различать на слух звуки речи;

- называть слова, начинающиеся на определенный звук; 

- последовательно называть звуки в слоге из двух звуков, в слове из трех звуков (с помощью звуковой линейки).

Словарный запас: пассивный и активный

- иметь представления о предметах, явлениях, событиях ближайшего окружения и не имевших места в собственном опыте дошкольников;

- употреблять в речи названия предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены;

- уметь использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги;

- знать и использовать существительные, обозначающие профессии, глаголы, характеризующие трудовые действия;

- уметь определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток;

- вместо часто используемых детьми указательных местоимений и наречий (там, тут, туда, такой, этот) употреблять более точные выразительные слова; употреблять слова-антонимы (чистый-грязный, светло-темно, др.);

- употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и др.)Хочу такой сайт

Грамматический строй речи

- согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи;

- образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии),

- употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисенок - лисенка, лисята – лисят,);

- правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель и др.);

- иметь представление о правильных формах повелительного наклонения некоторых глаголов (Стой! Лежи! Поезжай! Беги! И др.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао и др.);

- активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Взрослые же, в свою очередь, должны поощрять характерное для детей 5-ти лет словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец речи.

Связная речь

- уметь участвовать в беседе;

- понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

- уметь описывать предмет, картинку;

- составлять рассказ по картинке, созданной ребёнком с использованием картинного или схематического плана;

- уметь пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Речь детей старшей группы детского сада

Звуковая сторона речи

Речь взрослого по-прежнему остается основным источником речевого развития детей.

Дети умеют произносить все звуки речи, научились модулировать голосом (сила, высота голоса, темп речи, тембр) при выражении различных чувств: радости, досады, одобрения, ласки, недоумения и др., владеют речевым выдохом, на одном дыхании способны проговорить достаточно длинную цепочку слов, скороговорку. Речь детей плавная, ритмичная, спокойная.

Фонематическая сторона речи

Дети научились различать наиболее смешиваемые звуки: шипящие и свистящие (ш-с, з-ж, ч-ц, щ-сь), звонкие и глухие (в-ф, з-с, ж-ш, б-п, д-т, г-к), сонорные (л и р).

Словарный запас: пассивный и активный

Разнообразный словарный запас постоянно пополняется и уточняется, так как ребенок обогащает свой опыт за счет новых впечатлений и информации. Дети овладевают антонимией, синонимией, точно употребляют слова в речи, хорошо подбирают слова, обозначающие действия и признаки предметов, умеют составлять нелепицы на основе приобретенных знаний и умений, умеют объяснять этимологию слова, вслушиваясь в звучание некоторых слов (например: «холодильник», «вездеход», «ракетоносец» и др). Дети с помощью взрослых пользуются словарями для толкования непонятных слов. У детей появляется устойчивый интерес к значению слов.

Грамматический строй речи

Грамматический строй речи детей к 6-ти годам все более совершенствуется. Дети способны образовывать однокоренные слова (сад, садовод, садовник, садит и др.), образовывать по аналогии существительные (сахарница – сухарница, виноградина-картофелина-градина), прилагательные (ушастый, рукастый, глазастый, головастый), правильно употреблять несклоняемые имена существительные, сравнительную степень прилагательных (чистый – чище, сырой – сырее, плотный – плотнее и др.)

Связная речь

Дети 6-ти лет могут объяснить что-то педагогу или другим детям, обосновать свой ответ или выбор, убедить в чем-то окружающих. Дети этого возраста хорошо понимают вопросы взрослого и правильно и развернуто на них отвечают. Высказывания точны как по содержанию, так и по речевому оформлению. Дети 6-ти лет используют в речи предложения с однородными членами, сложно-сочиненные и сложно-подчиненные предложения. Дети иначе, чем в предыдущей группе, начинают слушать и слышать рассказ педагога, воспринимая не только его смысл, но и речевое оформление. Все более совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Дети владеют пересказом, достаточно хорошо описывают предмет, составляют рассказ по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием. Логичность, полнота и образность рассказов детей определяются как содержанием картинок, так и характером вопросов и заданий, предусмотренных педагогом. Картинки с фабульным развитием действия побуждают детей к составлению творческих рассказов, активизируют их воображение.  Дети умеют дополнять недостающие части рассказа, самостоятельно придумывают сказки и рассказы на заданную тему, составляют рассказы из личного опыта.

Дети подготовительной к школе группы

Звуковая сторона речи

У детей уже было сформировано умение различать на слух звуки в словах, определять позицию звука в слове.  Дети четко произносят все звуки родного языка, сформировано довольно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот). Дети могут припомнить слово, начинающееся на заданный слог, могут запомнить 10-12 слов на этот слог в случае, когда педагог читает такие слова. При этом дети способны объяснить значение этих слов.

Фонематическая сторона речи

У детей 7-ми лет совершенствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие. Дети довольно хорошо подбирают рифмы к стихотворным строчкам, умеют быстро, четко и правильно проговаривать скороговорки.

У детей сформированы представления о слове и предложении. Дети могут делить предложение на слова, определяют количество слов в предложении и сообщают результат тем способом, который предлагается педагогом. Дети называют порядок слов в предложении. В этом возрасте дети овладели слоговым и звуковым анализом слов. Ребенок оперирует терминами: «предложение», «слово», «часть слова», «слог», «звук», «согласные звуки», «гласные звуки», «твердые и мягкие согласные», «глухие и звонкие согласные». Дети по заданию взрослого способны назвать двух- и трехсложные слова с открытыми слогами; называют звуки в словах, состоящих из трех-четырех-пяти звуков.

Словарный запас: пассивный и активный

У детей 7-ми лет словарный запас богат и разнообразен. «Семантическая система» (По определению А.Леонтьева) слов постоянно расширяется и уточняется. Дети усвоили понятие «многозначные слова», хорошо владеют способами образования слов и понимают родственные слова. В самостоятельной речи используют существительные, прилагательные, глаголы, наречия, предлоги. Дети могут подбирать к заданным словам и антонимы, и синонимы, образовывать и объяснять сложные слова (например, землечерпалка). Словарь детей этого возраста включает не только общеупотребительную речь, но и образные выражения, которые дети используют при пересказе, в играх-драматизациях и др. Дети понимают значение пословиц и поговорок.

Ознакомление с художественной литературой

При чтении художественной литературы дети хорошо понимают текст (соответствующий возрасту). Дети проявляют интерес к книгам.  Дети знакомы с народным жанром (потешки, песенки, заклички, прибаутки и др.), народными сказками, былинами, с поэтическими произведениями (А.Пушкин, А. Блок, М. Волошин, А. Ремизова, П. Соловьевой), сказками отечественных и зарубежных авторов (П.Ершов, А.с. Пушкин, Г.Х. Андерсен, Д. Мамин-Сибиряк, А.Линдегрен, Б.Поттер, С.Тонелиус и др.), рассказами и повестями (А. Куприн «Слон», Н. Телешов «Уха», К. Коровин «Белка», Ю. Коваль – рассказы и др.). Дети с помощью взрослых работают со словарями и энциклопедиями (типа «Я познаю мир» и др.). У детей сформирован устойчивый интерес к книгам, рассчитанным на длительное чтение. Дети способны к эстетическому восприятию художественных произведений, интересуются поэтическим словом.  Некоторые дети читают самостоятельно. У детей есть любимые книги.
Интерес к чтению надо поощрять и развивать (желание прочитать надписи под рисунками, название книги или журнала, вывески на магазинах и др.).

Грамматический строй речи

Дети подготовительной к школе группы правильно употребляют несклоняемые существительные, существительные во множественном числе родительного падежа, согласовывают слова в предложении в роде и числе, образовывают существительные и прилагательные с помощью суффиксов и приставок, глаголы – при помощи приставок. В ходе бытовой и игровой деятельности дети способны использовать как простые распространенные, так и сложные формы предложений (сложно-сочиненные и сложно-подчиненные).

Связная речь

Дети способны интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни, способны соблюдать логику развития сюжета. У детей совершенствуется умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы. Дети могут дать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценить поведение персонажей. Дети говорят не торопясь, достаточно громко, без напряжения. У детей развита интонационная выразительность речи. Дети подготовительной к школе группы самостоятельно составляют рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пользуются прямой речью, обращениями.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 25.05.2025

Дата обновления: 25.05.2025

Дата публикации: 25.05.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».