Проект "Удивительный мир насекомых" в группе № 7. Ю.А.Янобекова, Н.А.Новоселова, Н.В.Третьякова
11.06.2025
Паспорт проекта
1 |
Тип проекта |
Информационно-практико-ориентированный |
2 |
Руководитель проекта |
Янобекова Ю.А. Новоселова Н.А. Третьякова Н.В. |
3 |
Сроки реализации проекта |
средней продолжительности С 16 мая по 7 июня 2025г. |
4 |
Участники проекта |
Дети средней группы №7 (4–5 лет), воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель. |
Пояснительная записка: Скоро лето – самое прекрасное время года! Мы считаем, что детям всегда интересно смотреть на полет шмеля, порхание бабочки, слушать стрекотание кузнечика. Им хочется узнать - зачем же пчела кружит над цветком, как устроен муравейник, чем питается божья коровка. Природа дарит нам красоту, оценить и постичь которую мы помогаем нашим детям. Рассказывая и показывая интересные факты из жизни насекомых, мы помогаем ребятам узнавать много нового и интересного, учим понимать поведение насекомых, тем самым даем возможность преодолеть страх и даже полюбить их. Мы решили сформировать у детей представления о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.
Актуальность проекта:
В настоящее время проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная. Поэтому взрослым необходимо создать условия, для того чтобы сформировать навыки правильного поведения детей в природе. Чтобы дети не губили насекомых, варварски уничтожая их, необходимо помочь им понять своеобразие каждого насекомого его уникальность и ценность на Земле. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Цель:
Формирование у детей среднего дошкольного возраста навыков правильного поведения в природе посредством познавательно - исследовательской деятельности.
Задачи:
- Расширить, обобщить и систематизировать знания детей о насекомых, о местах их обитания, характерных особенностях внешнего вида и способах передвижения.
- Формировать умение делать выводы, устанавливая причинно- следственные связи между объектами живой природы.
- Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к миру живой природы.
- Развивать познавательный интерес к насекомым.
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость.
Практическая значимость:
Помочь детям понять своеобразие каждого насекомого его уникальность.
Ожидаемые результаты:
- У детей появится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
- Научатся уверенно различать, и называть насекомых, и их характерные признаки.
- Будут знать о пользе или вреде, которую они приносят людям и растениям.
- Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
- Будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым, бережно относиться к ним и к природе.
– Появится стремление к исследованию объектов природы, научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
- Сформируется представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
– К проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.
Продукт проектной деятельности:
Подбор иллюстративного материала по теме, разработка занятий, картотека дидактических игр, подбор стихов и загадок о насекомых, рассказ детьми о каком-либо насекомом по схеме, фотографии досугов, выставка детских работ «Милые букашечки», создание макета «Насекомые», викторина: «Что мы знаем о насекомых», консультация для родителей.
Этапы проекта:
1 этап Подготовительный
Разработка проекта:
· Формулировка целей и задач проекта
· Составление плана реализации проекта
· Изучение метод литературы по теме проекта
· Подбор демонстрационного материала и художественной литературы.
· Приобщение родителей к участию в проекте
· Опрос детей по теме проекта
2 этап Организационно – практический (Основной)
Познавательное развитие:
- Рассматривание иллюстраций в познавательных книгах и детских энциклопедиях.
- Наблюдения на прогулках за насекомыми.
- Исследование «Любят ли муравьи сахар».
- Составление рассказов о насекомых с помощью схем.
- Разучивание стихов и песенок о насекомых.
- Отгадывание загадок.
- Беседы на тему: «Какую пользу приносят людям пчелы?», «Правила безопасности при встрече с насекомыми».
- Беседы:
- «Какую пользу людям приносят пчелы?»
- «Мухи – разносчики инфекций».
- Сколько насекомых сидит на цветах, сосчитай всех насекомых и т. д.
Задания на ориентировку в пространстве:
- Поставь муравья справа от муравейника и т. д.
- Дидактические игры: «Отгадай насекомое», «Собери цветок», «Кто лишний?», «Закончи предложение», и др.
- Викторина: «Что мы знаем о насекомых?».
Коммуникативное развитие:
- Игры на развитие речи и пополнение словарного запаса.
«Назови ласково», «Кто где живет?», «Подбери признак»: бабочка какая? -, муравей какой? -, пчела какая? - …
Сл/и «Кто, что умеет делать?» поможет расширять и активизировать глагольный словарь детей. Например: пищит, мешает, кусает, пьет кровь (комар)
Д/и «Угадай, какое это насекомое?»
Вы называете несколько слов, описывающих то или иное насекомое. Задача ребенка: угадать о ком идет речь. Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа. Например, полезное, полосатое, больно жалит, добывает мед (пчела); жужжащая, назойливая (муха).
Д/и «На полянке»
Цель: закреплять понимание предлогов «на», «под» «за» и т. д.
- Словесные игры: «Пчелки и ласточки», «Медведь и пчелы»
- Игры на тренировку памяти:
«Кто спрятался?» Посадить на стол насекомых, попросить ребёнка их запомнить. После того, как ребенок отвернётся, убрать одно насекомое. Спросить, кого не стало?
- Логоритмические упражнения: «Друзья помогли», «Насекомые над лугом».
- Пальчиковая гимнастика: «Насекомые», «Пчела», «Божья коровка» и др.
- Дыхательная гимнастика: «На лесной полянке».
Чтение художественной литературы:
- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище».
- В. Татарников «Зажужжала тут оса».
- П. Синявский «Страшная история».
- Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
- Н. Толоконникова «Многорукий царь Гордей».
- Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
- В. Митько «Я кузнечика ловил».
- Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
- В. Бианки «Приключения муравьишки».
- К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
- В. Песков «Лечебница под сосной».
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»).
- В.Степанова «Стрекоза».
- Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка».
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок».
- Н/п игра «Чья тень?» (Насекомые).
Художественное развитие:
- Рисование «Насекомые»
- Аппликация: «Божии коровки».
- Раскраски: «Мухи», «Божьи коровки», «Кузнечики».
- Выставка детских работ: «Милые насекомые».
- Стенгазета «Мир насекомых».
Физическое развитие:
- Подвижные игры: «Медведь и пчелы».
- «День и ночь» (дневные и ночные бабочки).
- «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики».
Музыкальная деятельность:
- разучивание песни «Жук»
- выполнение ритмических движений
Работа с родителями:
- Помощь родителей в заготовке иллюстративного материала и энциклопедических книг для проекта.
- Организация выставки детских работ: «Милые насекомые».
- Консультации для родителей: «Воспитание у детей любви к родной природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
3 Заключительный этап:
Оформление творческой выставки: «Милые насекомые», проведение викторины для детей: «Что мы знаем о насекомых?»
Анализ эффективности работы над проектом:
В ходе проекта у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности. Дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе, появилось желание получить больше информации о насекомых. У детей сформировался интерес к особенностям жизни и развитию насекомых; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия насекомых то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности. Дети познакомились с насекомыми и научились передавать свои чувства в рисунках и детских поделках. Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, развлечений.
Задачи по формированию экологического сознания детей средней группы по охране насекомых, можно считать выполненными, так как:
• познавательный интерес детей о насекомых – расширился;
• дети готовы охранять и защищать насекомых;
• у детей сформировались положительно-эмоциональные и осознанные отношения к насекомым и их среде обитания. В заключение работы над экологическим проектом: «Путешествие в мир насекомых» следует сделать вывод:
• для достижения поставленной цели целесообразно использовать разнообразные формы и методы работы: игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, художественно- эстетическую.
• работу по экологическому воспитанию и образованию необходимо вести используя все виды деятельности: игры, наблюдения, рассматривание и обсуждение, создание проблемных ситуаций, продуктивная деятельность, развлечения и др.
ВЫВОД: экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением целесообразно вести себя в природе. Дети накапливают нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придаёт их деятельности гуманный характер.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.06.2025
Дата обновления: 11.06.2025
Дата публикации: 11.06.2025
Copyright © 11.06.2025 Янобекова Ю.А., Новоселова Н.А., Третьякова Н.В.