Речевые игры летом. Учитель-логопед Н.С.Пархоменко

27.06.2025

 

Вот и наступило долгожданное лето – самое теплое время года.

Летом у Вас и Вашего малыша появляется возможность больше видеть друг друга и общаться…

Нередко, Вы, уважаемый родитель, как и большинство родителей, считают, что раз наступило лето, ребенку надо отдыхать, а занятия можно оставить на осень.

Но ведь Ваш малыш по-прежнему нуждается в общении с Вами и, конечно же,  любит играть. А играет он в любое время года: и весной, и летом, и осенью, и зимой, потому что игра – это его любимое занятие, его естественное состояние.

Как же можно провести время с ребенком летом и увлекательно, и полезно?

Ну, конечно, играть с ним: дома, на прогулке, на даче, на улице…

Причем играть можно не только в подвижные игры, которые, без сомнения, очень полезны и интересны. Играть можно и в речевые игры, которые не менее интересны Вашему малышу. Играя, можно помочь ребенку пополнить его словарный запас, подготовить его к дальнейшему обучению, ведь ребенок стал на год старше, он осенью перейдет в новую возрастную группу, а значит, в новом учебном году ему предстоит решать новые задачи и получать новые знания, умения и навыки.

Предлагаю Вашему вниманию ряд речевых игр, способствующих развитию Ваших детей.

 

  Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у ребенка умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить малыша определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых детям домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Ход: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит ребенка  послушать и угадать по голосу, кто придет в гости. Взрослый уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а ребенок угадывает, кто это.

Игру можно повторять 5-6 раз. Следить, чтобы ребенок внимательно слушал.

 

Игра «Солнце или дождик?»

Цель. Учить ребенка выполнять действия согласно различному звучанию бубна. Воспитание у детей умения переключать слуховое внимание.

Ход: Взрослый говорит ребенку: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Мы выходим на прогулку. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Ты гуляй, а я буду звенеть   бубном, тебе будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен, а ты, услышав стук, должен бежать в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я стучу в него».

 

 «Кто как разговаривает?»

Цель:  расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.
Ход: взрослый бросает мяч ребенку, называя животных. Ребенок, возвращая мяч, должен ответить, как то или иное животное подаёт голос:


Корова  мычит
Тигр  рычит
Змея шипит
Комар пищит
Собака лает
Волк воет
Утка крякает
Свинья хрюкает
Вариант 2. Взрослый бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

 

Игра «Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.


Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, спрашивает:
- Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить:
- Сорока стрекочет.
Примеры вопросов:
- Сова летает, а кролик?
- Корова ест сено, а лиса?
- Крот роет норки, а сорока?
- Петух кукарекает, а курица?
- Лягушка квакает, а лошадь?
- У коровы телёнок, а у овцы?
- У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?

 

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.


Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Взрослый:                        Дети:
Солнце – что делает?    -Светит, греет.
Ручьи – что делают?      -Бегут, журчат.
Снег – что делает?         -Темнеет, тает.
Птицы – что делают?    -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?     -Звенит, капает.
Медведь – что делает?  -Просыпается, вылезает из берлоги.

 

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных признаков предметов или слов-антонимов.


Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а ребёнок, возвращая мяч, называет другое – с противоположным значением.

Взрослый:               Дети:
Горячий                -холодный
Хороший              -плохой
Умный                  -глупый
Весёлый                -грустный
Острый                 -тупой
Гладкий                -шероховатый

 

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.


Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
Взрослый:                         Дети:
Солнце – что делает?   -Светит, греет.
Ручьи – что делают?     -Бегут, журчат.
Снег – что делает?        -Темнеет, тает.
Птицы – что делают?   -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает?    -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

 

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.


Взрослый:               Дети:
Идёт                       -человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит                     -ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит                     -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт                   -рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

 

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект:


Цыплёнок – яйцом                                               Хлеб –мукой
Лошадь – жеребёнком                                         Шкаф -доской
Корова – телёнком                                               Велосипед – железом
Дуд – жёлудем                                                      Рубашка – тканью
Рыба – икринкой                                                  Ботинки – кожей
Яблоня – семечком                                               Дом – кирпичом
Лягушка – головастиком                                      Сильный – слабым
Бабочка – гусеницей                                            Взрослый –ребёнком

 

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.
Ход: взрослый нарезает овощи, ребенок нюхает и пробует на вкус. Взрослый даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

 

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.
Ход игры: взрослый за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Ребенок должен отгадать, что звучит.

 

«Что бывает осенью (летом, весной, зимой)?»

Цель: выучить времена года, их последовательность и  основные признаки.
Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления (весенние, зимние, летние) и называет их.

 

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: Взрослый выкладывает на стол 4 овоща: «Посмотри внимательно на то, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотри внимательно и запомни. А теперь закрой глаза». Ребенок закрывает глаза, а взрослый убирает один овощ.  «Чего не стало?» Ребенок вспоминает и называет овощ.

 

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у ребнка.
Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.
Взрослый:      Дети:
Красный         -мак, огонь, флаг
Оранжевый    -апельсин, морковь, заря
Жёлтый          -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный         -огурец, трава, лес
Голубой         -небо, лёд, незабудки
Синий             - колокольчик, море, небо
Фиолетовый  -слива, сирень, сумерки

 

« Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения ребенка выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

Ход: взрослый, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее.

Например: голубой, красный, зелёный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон.
Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

 

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход игры: взрослый задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Ребенок отвечает на вопрос  и находит картинку  к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

 

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи ребенка названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.
Ход игры: бросая мяч ребёнку, взрослый называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.

Слова скомпонованы в три группы по способу их образования.

Третья группа требует запоминания названий детёнышей.

Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.

Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.

Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.

 

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря ребенка за счёт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход: взрослый, бросая мяч ребенку, задаёт вопрос, ребёнок, поймав мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.

- что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)

- что бывает длинным? (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)Хочу такой сайт

- что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)

- что бывает колючим? (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока…)

 

«Подбери словечко»

Цель:  развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.
Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный,  пчеловод, пчёлы и т.д

 

Игра «Угадай, кто идет»

Цель. Учить ребенка выполнять действия согласно темпу звучания бубна. Воспитание умения определять темп звучания бубна.

Подготовительная работа. Взрослый готовит 2 картинки с изображением шагающей цапли и скачущего воробья.

Ход: Взрослый показывает ребенку картинку с цаплей и говорит, что у нее ноги длинные, она ходит важно, медленно, так медленно, как зазвучит сейчас бубен.Взрослый медленно стучит в бубен, а ребенок ходит как цапля.

Потом взрослый показывает картинку, на которой нарисован воробей, и говорит, что воробей прыгает так быстро, как сейчас зазвучит бубен. Он быстро стучит в бубен, а ребенок скачет как воробушек. Затем взрослый меняет темп звучания бубна, а ребенок соответственно то ходит как цапля, то прыгает как воробей.

Методические указания. Менять темп звучания бубна надо не более 4 - 5 раз.

 

Игра «Угадай, что делать»

Цель. Учить ребенка соотносить характер своих действий со звучанием бубна. Воспитание у ребенка умения переключать слуховое внимание.

Подготовительная работа. Приготовить по 2 флажка.

Ход:  У ребенка в руках 2 флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо - держит руки на коленях.

Методические указания. Взрослому необходимо следить за правильной осанкой ребенка и правильным выполнением движений; чередовать громкое и тихое звучание тамбурина надо не более четырех раз, чтобы ребенок мог легко выполнять движения.

 

Игра «Угадай, что делают»

Цель. Учить ребенка определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа. Взрослый подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Ход: Взрослый показывает ребенку приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Ребенок смотрит и слушает. Потом взрослый убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а ребенок по звуку угадывает, что он делает.

Методические указания. Если ребенок затрудняется определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же он легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

 

Игра «Угадай, кто кричит»

Цель. Воспитание у ребенка умения сосредоточивать слуховое внимание. Учить ребенка определять игрушку по звукоподражанию.

Подготовительная работа. Подготовить озвученные игрушки, изображающие знакомых ребенку домашних животных: корову, собаку, козу, кошку и др.

Краткое описание: Взрослый достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит ребенка послушать и угадать по голосу, кто придет к нему в гости.

 

Игра «Идите с нами играть»

Цель. Учить ребенка говорить громко. Выработка умения пользоваться громким голосом.

Подготовительная работа. Подобрать игрушки: мишку, зайку, лису.

Краткое описание:

Ребенок сидит на стуле. Взрослый на расстоянии 2-3 м от ребенка расставляет игрушки и говорит: «Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они нас с тобой услышали, звать надо громко, вот так: «Миша, иди!» Ребенок вместе со взрослым зовет мишку, лису, зайку, потом играет с ними.

Методические указания. Следить, чтобы ребенок, когда зовет игрушки, говорил громко, а не кричал.

 

Игра «Дует ветер»

Цель. Учить ребенка в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом. Изменение силы голоса.

Подготовительная работа. Взрослый подготавливает 2 картинки. На одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы. На другой - сильный ветер, качающий ветви деревьев.

Краткое описание:

Взрослый говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку, цветочки (показывает картинку). Он дует тихо, вот так: «у-у-у» (тихо и длительно произносит звук у). Пришли в лес, набрали много цветов, ягод. Собрались идти обратно. Вдруг подул сильный ветер (показывает картинку). Он громко загудел: «у-у-у...» (громко и длительно произносит этот звук). Ребенок повторяет за взрослым, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер.

 

Сказка «Поспешили - насмешили»

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность ребенка, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у ребенка умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.

Подготовительная работа. Приготовить для показа на фланелеграфе дом, в окно которого выглядывает медведь; лягушку, мышку, курицу, гуся, корову. Продумать вопросы по тексту сказки.

Описание:

Прискакала лягушка к медвежьему дому. Заквакала под окном: «Ква-ква-ква - к вам в гости пришла!» Прибежала мышка. Запищала: «Пи-пи-пи - пироги у вас вкусны, говорят!» Курочка пришла. Заквохтала: «Ко-ко-ко - корочки, говорят, рассыпчаты!» Гусь приковылял. Гогочет: «Го-го-го - горошку бы поклевать!» Корова пришла. Мычит: «Му-му-му - мучного поилица попить бы!» Тут медведь из окна высунулся. Зарычал: «Р-р-р-р-р-р-р-р-р!» Все и разбежались. Да зря трусишки поспешили. Дослушали бы, что медведь сказать хотел. Вот что: «Р-р-р-р-р-рад гостям. Заходите, пожалуйста!»

Методические указания. Следует сопровождать рассказывание сказки показом ее персонажей на фланелеграфе. Звукоподражания нужно произносить четко, выделяя гласные звуки.

 

Игра «Птицеферма»

Цель. Развитие речевого дыхания. Учить ребенка на одном выдохе: произносить 3-4 слога.

Подготовительная работа. Подобрать звучащие игрушки: курицу, петуха, утку, гуся, цыпленка.

Краткое описание:

Взрослый показывает ребенку игрушки и воспроизводит 3 - 4 раза подряд их звучание. Игрушки убирает и говорит: «Пошли мы с вами на птицеферму. Идем, а навстречу нам... (показывает курицу) курица. Как она поздоровается с нами?» Ребенок: «ко-ко-ко».

«Пошли мы дальше. Навстречу нам гусь. Как он поздоровается с нами?» Ребенок: «га-га-га». Далее взрослый  последовательно показывает оставшиеся игрушки, а дети произносят соответствующие звукоподражания.

 

Игра «Бабочка, лети!»

Цель. Добиваться длительного, непрерывного ротового выдоха.

Подготовительная работа. Приготовить 5 бумажных ярко окрашенных бабочек. К каждой привязать нитку длиной 50 см и прикрепить их к шнуру на расстоянии 35 см друг от друга. Шнур натянуть между двумя стойками так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.

Краткое описание:

Взрослый говорит: «Посмотри, какие красивые бабочки: синие, желтые, красные! Как их много! Они как живые! Посмотрим, могут ли они летать. (Дует на них.) Смотри, полетели. Попробуй и ты подуть. У кого дальше полетит – у тебя или у меня?» Взрослый предлагает ребенку возле бабочки и дуть на нее.

 

 «Узнай ягоду»

Цель. Закрепление представлений по теме «Ягоды». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование. Наиболее распространенные в данной местности ягоды, обладающие достаточно сильным запахом, например черная смородина, земляника, малина.
Описание игры. На столе тарелочки с ягодами. Взрослый  предлагает понюхать ягоды и запомнить их запах. Затем предлагает ему закрыть глаза, подносит к его лицу одну из тарелочек и спрашивает, какие ягоды на тарелке. Для этого ребенок, не открывая глаз, делает глубокий вдох носом.

Ягоды можно заменить фруктами, которые лучше разрезать, чтобы сильнее был запах.

«Узнай цветок»

Цель. Закрепление представлений по теме «Цветы». Развитие обоняния и глубокого вдоха.
Оборудование. Два-три живых цветка, наиболее знакомых ребенку, например ландыш, фиалка, сирень.

Описание игры. Взрослый вносит в комнату букет цветов. Ребенок вспоминает их названия и нюхает цветы, стараясь запомнить запах. После этого взрослый прячет букет за спину, подходит к ребенку, предлагает закрыть глаза и дает понюхать один цветок из всего букета. Если ребенок по запаху определит цветок, то он победил. Необходимо, чтобы, нюхая цветок, ребенок делал глубокий вдох, не поднимая плеч, затем медленный, плавный выдох. Цветы можно заменить листьями с определенным запахом (смородины, тополя, черемухи).

 

«Одуванчики»
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.
Описание игры. Игру проводят на даче, на воздухе. Когда ребенок находится на поляне, взрослый просит ребенка сорвать одуванчик и подуть на него. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1-3 раз.

 

Уважаемые родители!

Эти и подобные игры помогут Вам и Вашим детям

весело и с пользой провести летнее время!

Играйте, веселитесь, учитесь новому! Успехов Вам!

 

С уважением, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 2»

Надежда Сергеевна.

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.06.2025

Дата обновления: 27.06.2025

Дата публикации: 27.06.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.