Как помочь ребенку сформировать правильный речевой выдох. Учитель-логопед Н.С.Пархоменко

27.06.2025

 

Уважаемые родители!

Нередко Вы слышите, что Ваш ребёнок произносит те или иные звуки вроде бы похоже на нормированные, но все же произношение немного отличается от общепринятого, при этом Вы наблюдаете, что в момент произнесения звука у Вашего малыша надуваются щёки или одна щека.

Что же в этом случае делать? Конечно же, своевременно помочь ребёнку правильно сформировать воздушную струю.

 

Вашему вниманию предлагается  последовательность игровых упражнений, направленных на формирование сильной, направленной, плавной воздушной струи:

 

1.                       Для формирования сильной направленной воздушной струи важно, чтобы ребёнок знал строение органов артикуляции (на своем уровне) и владел упражнениями основного комплекса артикуляционной гимнастики, т.к. органы артикуляции должны быть подвижны.

2.                       Ребенка знакомят с тем, что воздух может течь через нос, через рот. Воздух может быть теплым – это широкая воздушная струя, и холодным – это узкая воздушная струя. (игры: «Носик-ротик», «Согрей ладошки», «Заморожу»).

3.                       В самом начале формируется собственно сильный выдох. В это время учат ребенка выдувать мыльные пузыри, надувать воздушные шары.

4.                       Очень важно укрепить мышцы щёк. Упражнения: «Вася худенький» (втянуть щеки внутрь рта), «Петя толстенький» (надуть щеки как можно сильнее и удержать под счет до 10), «Где конфета?» (перекатывание воздушного шарика из одной щеки в другую, губы при этом сжаты).

Затем приступают к более дифференцированным упражнениям:

5.                       Выработка направленности воздушной струи через губы: подуть губами на ветряки, сдуть ватку с ладошки,  (сдуть божью коровку, капельку, снежинку, листик, тучку, кораблик и др.)

6.                       Выработка силы и направленности воздушной струи через губы: задуть губами шторку в окошко домика, выдуть снежный комочек у снеговика, загнать мяч в ворота, задуть ватный шарик в ворота («Футбол») и др.

После упражнений на выдох через губы важно научить ребенка выдоху через язык – выполняются те же упражнения, только дуем через язычок, положенный между губами – воздушная струя должна течь посредине языка.

7.                       Выработка направленности воздушной струи через язык: подуть через язык на ветрячки, сдуть ватку с ладошки,  (сдуть божью коровку, капельку, снежинку, листик, тучку, кораблик и др.)

8.                       Выработка силы и направленности воздушной струи через язык: задуть через язык шторку в окошко домика, выдуть снежный комочек у снеговика, загнать мяч в ворота и др.

9.                       Для верхних звуков важен также подъем языка, поэтому следующим этапом будет освоение игрового упражнения «Фокус» - сдуть кусочек ватки через середину языка, который положен на верхнюю губу. Ватка должна подниматься строго вверх, как можно выше.

10.                   Затем в работу добавляют звуки – с ребенком можно играть в игры-звукоподражания, слоговые цепочки и т.д., используя приобретенные им навыки и контролируя силу и направленность воздушной струи.

Перед игрой-звукоподражанием учат ребенка делать короткий глубокий вдох через рот и на выдохе выполнять звукоподражание по образцу взрослого:Хочу такой сайт

«Бежит водичка» («Насос»): с-с-с-с-с.

«Звенит комарик»: з-з-з-з-з.

«Шипит змейка» («Шуршит листик», «Шипит гусь», «Сдули колесо»): ш-ш-ш-ш-ш.

«Жужжит жук» («Жужжит пчела»): ж-ж-ж-ж-ж.

«Поезд спускается с горы»: щ-щ-щ-щ-щ.

«Поезд поднимается в гору»: ч-ч-ч-ч-ч.

«Плывет и гудит пароход» («Летит самолет»): л-л-л-л-л.

«Заводим мотор» («Рычит тигр», «Летит вертолет», «Едет машина»): р-р-р-р-р.

После игр-звукоподражаний используются слоговые цепочки, игры типа «Добавь слог», «Доскажи словечко», чистоговорки, самостоятельное называние картинок, составление словосочетаний, предложений, заучивание стихов, пересказ текстов (небольших рассказов и сказок).

Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Помните, что последовательное и регулярное выполнение этих несложных игр и игровых упражнений поможет Вашим детям сформировать сильную, направленную, плавную воздушную струю. А это, в свою очередь, поможет Вашим детям научиться правильно произносить звуки речи.

Успехов Вам и Вашим детям!

 

С уважением, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 2»

Надежда Сергеевна.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 27.06.2025

Дата обновления: 27.06.2025

Дата публикации: 27.06.2025

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».