Советы для педагогов "Гармония музыки и природы". Л.П.Коновалова
15.09.2025
«Если ты будешь добрым, заботливым и бережливым другом,
то природа обязательно отплатит тебе добром:
чистым воздухом, звонким, прозрачным ручейком,
мелодичной птичьей песенкой».
Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения к миру прекрасного. Важно не только научить понимать и любить искусство, но и через музыку, живопись, литературу видеть прекрасное в окружающем нас мире. Первостепенное значение в развитии способности к эмоциональному восприятию окружающего мира имеет музыка. Недаром тема природы издавна привлекала музыкантов. Ещё древний человек ощущал себя частью природы, а с течением времени, с развитием цивилизации эта связь разрушилась, но человек начал размышлять о том, в каких отношениях с природой он находится. Природа дарила звуки, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы, шуршании листвы, завывании вьюги. Эти звуки нашли воплощение в лучших произведениях музыкального искусства разных эпох. Музыка выполнила роль ключа, который открывает мир, объединяя видимое и слышимое, расширяя границы интеллекта и чувства.
Экологическое воспитание очень актуально, имеет важное социальное значение для нашего общества: во – первых, своевременно закладываются основы экологической культуры в личности ребенка, во - вторых, одновременно к этому процессу приобщается большая часть взрослого населения нашей страны— работники сферы дошкольного образования и родители воспитанников, что, безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления людей.
Для того, чтобы этот процесс был увлекательным и познавательным целесообразно использовать в работе с дошкольниками средства музыкального воспитания. Приобщение детей к живописи, литературе, классической музыке во взаимосвязи с экологией - тема новая, и, несомненно, очень интересная.
Приоритетным направлением в работе нашего детского сада является художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Однако, развитие ребёнка не может быть узконаправленным. Развивая в ребёнке умение видеть и быть творцом прекрасного, обязательно происходит интеграция и других направлений развития, а именно: социально-коммуникативного, познавательного, речевого.
Решение проблемы экологического воспитания дошкольников, наиболее остро вставшей в последние годы, в нашем саду решается в различных видах детской деятельности, в том числе и на музыкальных занятиях.
Задачи, которые решаем на музыкальных занятиях тесно связаны и с задачами экологического воспитания.
Работая по программе музыкального воспитания «Ладушки» И. Каплуновой и И. Новоскольцевой, ориентированной на возраст от трех до семи лет тема экологии прослеживается во всех видах музыкальной деятельности. Выполняя музыкально-ритмические движения, малыши из младших групп представляют себя птичкой («Птички летают» А Серова), зайчиком («Зайчики» Е.Тиличеевой), мишкой («Мишка» М.Раухвергера), кошечкой («Кошечка» Т.Ломовой). В программу включены и другие музыкальные миниатюры, с помощью которых ребёнок в пластике ещё и ещё раз переживает состояние образа. Слушание музыки также сопровождается движениями, через которые дети передают эмоциональную окраску музыки.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души,оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. Музыка учит любить, ценить, сострадать. И поэтому экологическое воспитание дошкольников посредством музыки - это более успешное и продуктивное воспитание.
Главным является взаимодействие детского сада и родителей воспитанников по данному вопросу и активному совместному творчеству,
Необходимо донести до них важность данной темы и важность роли семьи в формировании экологической культуры ребенка,заинтересовать родителей темой экологии, показать важность присутствия шедевров музыкального искусства в повседневной жизни ребенка, их роли в восприятии, понимании, переживании ребенком красоты, окружающей его природы. Показать значимость совместного творчества с ребенком в домашних условиях. Как показывает практика, если родители любят природу, понимают ее, живут с ней в тесном контакте, то и их ребенок активно включается в окружающую жизнь. Это ярко проявляется на совместных мероприятиях детей и родителей.
Чем больше мы будем доносить до наших детей мысль: «Человек - часть Природы», тем дольше сохраниться жизнь на Земле!
Таким образом мы даем детям знания о природе, о взаимодействии с природой. И огромное влияние оказывает музыка, поэтому мы уверены, что наши дети не будут ломать деревья и кусты, бессмысленно срывать цветы и вытаптывать цветники.
Литература:
Л. Гераскина«Ожидание чуда» ч. 2, М., 2007.1982.
О. П. Радынова «Методические рекомендации» к программе «Музыкальные шедевры», методические пособия по темам программы: «Природа и музыка», «Музыка о животных и птицах» М., 2010.
Е. Минина «Музыкальное развитие детей 5 – 7 лет в детском саду», Ярославль, 2008.
журналы «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.09.2025
Дата обновления: 15.09.2025
Дата публикации: 15.09.2025
Copyright © 15.09.2025 Коновалова Л.П.