Работа с родителями/законными представителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

08.06.2023

Семья  важнейший институт социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. В этой связи изменяется и позиция МАДОУ в работе с семьей.

В МАДОУ организована  работа с родителями. Направления, методы, приемы, формы работы с родителями/законными представителями воспитанников с ОВЗ направлены на решение вопроса   осуществление активного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: воспитателей, специалистов МАДОУ,  родителей, воспитанников с ОВЗ.   Только при совместной и непрерывной работе МАДОУ и семьи ребенка с ОВЗ возможно достигнуть  положительного результата.

Оказание психолого-педагогической поддержки семьям воспитанников с ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

1. Пропаганда психолого-педагогических и специальных знаний;

2. Обучение элементарным методам и приемам коррекционной помощи детям в условиях семьи.

Психолого-педагогическая помощь семьям с детьми с ОВЗ включает в себя:

- просвещение родителей/законных представителей детей с ОВЗ по вопросам развития в норме;

- разъяснение родителям детей с ОВЗ значения развития психологической базы речи для полноценной коррекции недостатков в речевом развитии ребенка;

- показ способов и приемов оказания посильной коррекционно-развивающей и логопедической помощи ребенку дома;

- рекомендации по проблемам воспитания и обучения  ребенка;

- рекомендации по проблемам ранней профессиональной ориентации;

- определение готовности  ребенка к школьному обучению и выявление причин трудностей в обучении.

Оказание социально-правовой поддержки семьям воспитанников с ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

1. Ознакомление родителей/законных представителей с основными законами, действующими в РФ,  закрепляющими основные права и обязанности родителей и детей через размещение правовой информации на стендах МАДОУ, создание папок нормативно-правовых документов в группах, размещение законодательных и локальных актов на сайте МАДОУ.

2. Разъяснение основных прав и обязанностей воспитанников с ЗПР через консультации, беседы, практикумы, всеобучи, тренинги, печатную продукцию, видео- и аудиопродукцию и др.

Направления взаимодействия с семьей с детьми с ОВЗ:

Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и МАДОУ, включает следующие направления:

 аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;

 коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

 информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности МАДОУ; создание открытого информационного пространства (сайт МАДОУ, группы в социальных сетях, мессенджерах и др.);

В группах комбинированной направленности учитель-логопед и другие специалисты  привлекают родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме, в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей — как в речевом, так и в общем развитии.

Методические рекомендации, данные специалистами и воспитателями групп устно и в тетрадях, помогают родителям понять, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставляют дошкольнику возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так родители могут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя рекомендованные задания, наблюдая за окружающим, рассматривая предметы, иллюстрации, книги, играя с ребенком, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе.Хочу такой сайт

Формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ:

1. Коллективные формы взаимодействия

Общие родительские собрания. Проводятся администрацией МАДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Тематические занятия и встречи. Работа  планируется на основании запросов и анкетирования родителей. Занятия проводятся специалистами МАДОУ один раз в пол года.

Формы проведения: тематические доклады; плановые консультации; семинары; тренинги; «круглые столы», мастер-классы и др.

Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты МАДОУ с привлечением родителей.

2. Индивидуальные формы работы

Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектолога, учителей-логопедов, педагога-психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

«Служба доверия». Работу службы обеспечивают администрация и педагог-психолог. Служба работает с персональными и анонимными обращениями и пожеланиями родителей.

Родительский час. Проводится учителями-логопедами, педагогом-психологом, заместителем заведующего по ВМР в соответствии с графиком работы.

3. Формы наглядного информационного обеспечения

Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах: в фойе детского сада, в раздевалках групп.

Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Открытые занятия специалистов и воспитателей. Задания и методы работы подбираются в форме, доступной для понимания родителями. Проводятся 1-2 раза в год.

4. Новые  формы, внедряемые в МАДОУ.

Совместные и семейные проекты различной направленности. Создание совместных детско-родительских проектов (несколько проектов в год).

Опосредованное Интернет-общение. Создание интернет-пространства групп на сайте МАДОУ, в социальных сетях, родительских чатов в мессенджерах.

При этом активная позиция в этой системе принадлежит: воспитателям групп, учителям-логопедам, музыкальным руководителям, инструкторам по физическому воспитанию, педагогу-психологу, который изучает и анализирует психологические и личностные особенности развития детей в семье.

 
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».