Работа с детьми с ОВЗ

08.06.2023

Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог), а воспитатель знакомится с полученными ими данными.


 План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.

     На основе данных, полученных в ходе бесед с родителями, обследования ребенка специалистами и заключения ТПМПК, заявления родителей/законных представителей в МАДОУ разрабатывается и реализуется адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ (ТНР, ЗПР), включающая в себя индивидуальные образовательные маршруты для детей с ОВЗ.

   


Задачи образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей с ОВЗ:

- определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных уровнем их  развития и степенью выраженности нарушения;

- коррекция/компенсация  нарушений  на  основе координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия; 

- выявление и преодоление трудностей в освоении общеобразовательной и коррекционной программ, создание психолого-педагогических условий для более успешного их освоения.

- проектирование и реализация содержания коррекционно-развивающей и логопедической работы в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка;

- целенаправленное преодоление недостатков развития и развитие высших психических функций и речи в целом;

- создание условий для достижения детьми целевых ориентиров ДО на завершающих его этапах;

- выработка рекомендаций относительно дальнейших индивидуальных образовательных маршрутов с учетом индивидуальных особенностей развития и темпа овладения содержанием образования;

- осуществление индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей в соответствии с рекомендациями ТПМПК  и ППк  МАДОУ;

-  оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и методической помощи по особенностям развития детей с ОВЗ и направлениям коррекционного воздействия.Хочу такой сайт


 Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов МАДОУ (педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:

Педагог-психолог:

  • организует взаимодействие педагогов;
  • разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка (часть индивидуального образовательного маршрута);
  • проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
  • организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
  • повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
  • проводит консультативную работу с родителями.

Учитель-логопед:

  • диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
  • составляет индивидуальные планы развития речи (часть индивидуального образовательного маршрута);
  • проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые и групповые занятия (формирование фонематических процессов, лексико-грамматической стороны и связной речи);
  • консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий в коррекционно-развивающей  логопедической работе;

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
  • учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий;
  • использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.  

Инструктор по физической культуре:

  • осуществляет укрепление здоровья детей;
  • совершенствует психомоторные способности дошкольников.

Воспитатель:

  • проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
  • воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
  • организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектолога);
  • применяет здоровьесберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
  • консультирует родителей по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков, беседует об  индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития его мелкой моторики.

 Медицинский персонал: 

  • проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
  • осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров,  за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
 

     В процессе образовательной деятельности в детском саду гибко сочетается индивидуальный и дифференцированный подходы, что  способствует активному участию детей в жизни коллектива.

   Одним из условий повышения эффективности развивающей  педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие  высших психических функций и становление личности ребенка.

    Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

   Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация — это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями. Наши педагоги сделают этот период максимально щадящим.

   Для организации и проведения развивающих  мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нужно подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.

В соответствии с возможностями детей с ОВЗ  педагоги определяют методы обучения и технологии. При планировании работы  используются наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные.  Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий  решается педагогом в каждом конкретном случае.

  В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».