Советы родителям: формирование у дошкольников диалогической и монологической речи. Н.С.Пархоменко

24.03.2024

Что важнее:  диалог или монолог? Здесь мнения родителей часто разделяются. Одни считают, что диалог важнее, так как ребенок осуществляет коммуникацию с окружающими, вторые утверждают, что очень важно уметь владеть монологической формой речи. Открою вам секрет: обе формы речи нужны и важны для полноценного развития ребенка.

Давайте подробнее разберём, что такое «диалог» и что такое «монолог».

Для начала уточним, что  диалог и монолог – это человеческая речь.

Диалог – это общение двух или более лиц между собой.

Для формирования у ребенка диалогической речи должны быть созданы следующие условия:

А) накоплен словарный запас у ребенка;

Б) сформирована грамматическая сторона речи;

В) сформировано желание общаться со сверстниками и взрослыми;

Г) ребенок обучен построению предложения;

Д) включение ребенка в диалоги со взрослыми и сверстниками (обучение через подражание).

Маленькие дети, постепенно накапливая словарный запас, используют его, подражая взрослым, для общения с окружающими. Сначала это общение посредством улыбки, удержания взгляда, жеста. Но постепенно ребёнок узнает всё больше и больше слов, которые обозначают те или иные предметы, действия. И он произносит сначала отдельные слова, дополняя их интонацией, жестами, мимикой, затем под руководством взрослого малыш пытается связать 2-3 слова вместе. И его попытки общения, конечно же, обращены ко взрослому, к родителям – как к самым главным людям в его жизни. Ребёнок учится вступать в диалог. Это важная ступенька развития ребёнка и его речи.

Постепенно, с накоплением словарного запаса, фраза малыша, обращенная к близким людям, а затем и к сверстникам, все более усложняется. Ему необходимо слышать и понимать ответ того, к кому адресовано обращение.

Так возникает диалогическая форма речи. С развитием ребёнка она всё более  усложняется, совершенствуется благодаря накоплению словарного запаса, формируется грамматический строй речи. Ребёнок все лучше согласовывает слова в предложении, сначала по подражанию, а затем – самостоятельно конструирует фразы – и простые по форме, и более сложные, с установлением причинно-следственных связей («Я надел шапку, пуховик и варежки, потому что на улице холодно»).

На базе накопленного словарного запаса, сформированного грамматического строя речи и диалога становится возможным формирование монологической формы речи.

Монолог –  это связное высказывание одного лица. Монолог – это более сложная форма речи. Это может быть сообщение об увиденном, пересказ текста, рассказ о каком-либо событии или явлении.

Создание условий для формирования у ребенка монологической речи:

А) накопление словарного запаса и грамматического строя речи у ребенка;

Б) формирование желания выступать перед другими: детьми и взрослыми;

В) обучение средствам выразительности: умение повышать и понижать голос, делать паузы, говорить спокойно, четко, ясно, правильно произносить звуки речи и слова, использовать интонацию (уметь голосом передавать восторг, радость, грусть, злость, печаль, растерянность, веселье и др.), жесты, мимику;Хочу такой сайт

Г) организация публичного выступления ребенка.

Монологической форме речи, как  диалогической, обязательно надо научить. Для этого можно использовать личный пример и служить образцом для малыша, также хорошо читать детям произведения художественной литературы, задавать вопросы по содержанию, а затем попросить ребёнка пересказать то, что он запомнил. Подбирая художественные произведения для чтения и последующего пересказа ребёнком, нужно учитывать его возрастные, индивидуальные  и психологические особенности. Сначала лучше подбирать небольшие произведения, так как вначале ребенок способен к небольшому по объему монологу, постепенно связное высказывание усложняется и увеличивается в объёме и по степени сложности изложенной в нём информации.

Важно помнить, уважаемые родители, что невозможно научить ребёнка самостоятельному связному высказыванию (монологу) без обучения его диалогической речи. В последующем развитии диалог и монолог дополняют друг друга, нередко вытекая один из другого.

Таким образом, диалог и монолог – это две формы связной речи. Они необходимы каждому человеку, они совершенствуются в процессе всей жизни. Но основы закладываются именно в дошкольном возрасте.  И вы, конечно же, совершенно правы – диалог очень важен для развития вашего ребенка. Но и монолог не менее значим.

Поэтому, уважаемые родители, не упускайте ни одного шанса пообщаться с вашим малышом, рассказывая ему что-то новое и интересное, поскольку, общаясь, вы помогаете ему вовремя сформировать сначала диалогическую, а затем и  монологическую формы речи.

 

 

Успехов Вам и Вашим детям!

 

 

С уважением,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 2»

Надежда Сергеевна

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 24.03.2024

Дата обновления: 24.03.2024

Дата публикации: 24.03.2024

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».