Дополнительная образовательная программа МАДОУ "Детский сад № 2" _ "Лего-коструирование"

Образовательная программа
дополнительного образования
«Лего-конструирование»
Для детей дошкольного возраста 4-6 лет.

Программа разработана:
Зам.заведующего по ВМР
Кудымовой А.А.

г. Верхняя Пышма, 2022 г.

Оглавление
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................................................................... 3
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................................... 3
1.1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ....................................................................................................... 4
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................................................................... 4
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА........................................................................................................ 6
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................................ 9
2.1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА........................................................................ 9
2.2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ............................................................................................................................ 10
2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН..................................................................................................................................... 11
2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК...................................................................................................... 11
2.4 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА .................................................................................................................. 12
2.5 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ................................................................. 13
3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................... 14
3.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ............................................................................ 14
3.1.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ............................................................................................................................. 14
3.1.2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ..................................................................................................... 14

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской
Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. №
1726-р; санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утв.
Главным государственным санитарным врачом РФ от 28.09.2020 г. № 28);
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (приложение к письму департамента
государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства
образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242).
Данная программа является авторской и предназначена для получения
обучающимися дополнительного образования в области конструирования.
Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового
средства для детей довольно широк. Разнообразие конструкторов Лего
позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различными
образовательными возможностями. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир
моделирования,
способствуют
формированию
широкого
кругозора
воспитанников.
Внедрение ЛЕГО-технологий в образовательный процесс дает
возможность осуществлению интегративных связей между образовательными
областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с
детьми выступает оптимальным средством формирования навыков
конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития
детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных
компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её
достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного
результата с замыслом.

1.1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: содействовать развитию у детей дошкольного возраста
способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность
творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием.
Задачи программы:
Обучающие:
 содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии,
понятии части и целого;
 создать условия для овладения основами конструирования;
 способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике
чтения элементарных схем.
Развивающие:
 создать условия для развития внимания, памяти, образного и
пространственного мышления;
 способствовать развитию творческой активности ребёнка;
 способствовать расширению кругозора и развитию представлений об
окружающем мире.
Воспитательные:
 содействовать формированию умения составлять план действий и применять
его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку
проделанной работы;
 содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности
(терпение, воля, самоконтроль);
 создать условия для развития навыков межличностного общения и
коллективного творчества.
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Целевые ориентиры первого года обучения.
 Уметь различать и называть детали лего-конструктора.
 Иметь навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма,
величина, цвет деталей).
 Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по простейшим
наглядным схемам.
 Иметь представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).
 Выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокийнизкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий».

 Владеть разнообразными способами скрепления деталей.
 Иметь навыки концентрации внимания и координации движений при
соединении деталий конструктора.
 Уметь воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой
замысел путем предварительного называния будущей постройки.
 Уметь развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания
конструктивной деятельности
 Уметь определять изображённый на схеме предмет, называть его функции
 Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу, по
чертежам и наглядным схемам (иметь представление, что схема несет
информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой
материал необходим для создания конструкции по схеме.
Целевые ориентиры второго года обучения.
 Расширять и обогащать практический опыт в процессе конструирования
приобретенный за предыдущий год.
 Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для
которых она предназначается.
 Совершенствовать умение соотносить реальную конструкцию со схемой.
 Уметь сравнивать полученную постройку с задуманной.
 Уметь анализировать качеством и результат работы.
 Уметь рассуждать вслух при решении конструктивной задачи.
 Иметь навыки составления схем.
 Уметь действовать в коллективе, не мешая друг другу, создавать
коллективные постройки.
 Проявлять творчество и фантазию в создании работ, новых оригинальных
конструкции.
 Уметь рассказывать о постройке других воспитанников.
 Уметь преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными
условиями.
 Уметь сотрудничать с партнером, объяснять и аргументированно отстаивать
свои идеи.
Целевые ориентиры третьего года обучения.
 Обучать конструированию по графической модели.
 Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее
обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей
постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в
пространстве.

 Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу,
договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать
общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в
соответствии с общим решением.
В результате освоения программы «Лего-конструирование» дошкольник
должен знать:
- Названия деталей конструктора, различать их.
- Варианты способов крепления Лего-элементов.
Кроме того дошкольник должен уметь:
- Конструировать по условиям, заданным педагогом.
- Конструировать по образцу, заданной схеме.
- Конструировать по замыслу.
- Творчески реализовывать собственные замыслы.
- Работать в паре, в коллективе.
1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Система отслеживания, контроля и оценки результатов процесса обучения
по данной программе имеет три основных элемента:
1. Определение начального уровня знаний, умений и навыков
обучающихся.
2. Текущий контроль в течение учебного года.
3. Итоговый контроль.
Входной контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью
выявить исходный уровень подготовки обучающихся, определить направления
и формы работы. Входной контроль осуществляется в ходе первых занятий с
помощью наблюдения педагога за работой обучающихся.
Текущий контроль проводится в течение учебного года. Цель текущего
контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком
материала и скорректировать программу обучения, если это требуется.
Критерий текущего контроля – степень усвоения обучающимися содержания
конкретного занятия.
Для определения результативности педагог использует методы:
наблюдение за работающими детьми, обсуждение результатов с обучающимися,
анализ выполненных заданий и работа над ошибками.
Итоговый контроль. Во время итогового контроля определяется
фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень

освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе
объединения.
Усвоение теоретического и практического материала отслеживается
следующими способами:
- подбор деталей, необходимых для конструирования (по форме, цвету,
размеру, способу крепления);
- конструирование по образцу;
- конструирование по пошаговой схеме;
- конструирование по условиям, заданным педагогом;
- самостоятельное творческое конструирование.
Оценка результатов.
По итогам составляется таблица отслеживания образовательных
результатов (см. Таблица 1), в которой обучающиеся по каждой теме выходят
на следующие уровни шкалы оценки:
Высокий результат (++) – полное освоение материала, может
самостоятельно, быстро и без ошибок выполнять работу;
Достаточный (+) – освоение материала с небольшими пробелами, может
выполнять работу в среднем темпе, самостоятельно исправляя ошибки;
Средний (-) – элементарная грамотность, может выполнять работу в
медленном темпе, исправляя ошибки под руководством педагога;
Низкий (--) – освоение материала на минимально допустимом уровне,
может выполнять работу только под контролем педагога.
Нулевой (0): не освоение материала, полное отсутствие навыков и умений.

№ п/п

Таблица 1
Уровень развития умений и навыков
Умение выбрать
Умение
Умение
Фамилия, Имя
необходимые
конструировать конструировать
обучающегося детали по форме
по образцу
по пошаговой
и цвету
схеме
октябрь
май
октябрь
май
октябрь
май

Уровень развития умений и навыков
1. Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать
необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать
необходимую деталь.

Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень
медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
2. Умение конструировать по образцу
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по
образцу.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе
проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя
ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может
проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
3. Умение конструировать по пошаговой схеме
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по
пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе
конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе
исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не может понять последовательность действий при
проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только
под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.
Формы отслеживания и контроля развивающих и воспитательных
результатов:
- входной контроль и систематический текущий контроль показателей общего
познавательного развития (внимания, памяти, воображения, логического
мышления),
волевых
качеств
личности
(дисциплинированности,
ответственности, самоорганизации, целеустремлённости, настойчивости в
достижении поставленной цели и т.д.);
- сравнительный анализ успешности выполнения заданий обучающимися на
начальном и последующих этапах освоения программы;
- оценка устойчивости интереса обучающихся к занятиям с помощью
наблюдения педагога и самооценки обучающихся;
- статистический учет сохранности контингента обучающихся по годам
обучения;
- анализ творческих работ обучающихся;
- создание банка индивидуальных творческих достижений обучающихся.

Контроль показателей общего познавательного развития и волевых
качеств личности проводится с помощью методов наблюдения за
обучающимися в ходе занятий.
Отслеживание динамики развития интереса к занятиям по Легоконструированию и творческих способностей обучающихся проводится в
соответствии с таблицей 2.
Полученные результаты фиксируются в журнале, специальном дневнике
или электронном документе педагога.
Параметры
Интерес к
предмету

Творческие
способности

Степень выраженности
оцениваемого качества
(показатели)

Критерии
Степень устойчивости
интереса к выбранной
области деятельности

Креативность в
выполнении
практических заданий

Интерес продиктован ребенку
извне (поддерживается
педагогом)
Периодически поддерживается
самим ребенком
Постоянно поддерживается
ребенком самостоятельно
Репродуктивный уровень –
ребенок выполняет задания на
основе образца.
Выполняет практические задания
с элементами творчества.
Творческий уровень – ребенок
проявляет высокую степень
творческой активности при
выполнении заданий

Уровень
Оцениваемого
качества
(в баллах)
0-4

5-7
8-10
0-4

5-7
8-10

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 4
года обучения.
Первый год обучения (средняя группа) – 34 занятия по 20 минут (один раз
в неделю)
Второй год обучения (старшая группа) – 34 занятия по 25 минут (один раз
в неделю);
Третий год обучения (подготовительная группа) – 34 занятия по 30 минут
(один раз в неделю).
Занятия проводятся с одной подгруппой детей не более 8-10 человек.
Основные методы работы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж),
наглядные (демонстрация), репродуктивные (применение полученных знаний

на практике), практические (конструирование), поисковые (поиск разных
решений поставленных задач).
Основные формы работы: игровая деятельность.
Основные приёмы работы: беседа, ролевая игра, познавательная игра,
задание по образцу (с использованием инструкции).
Форма организации деятельности. Непосредственно – образовательная
деятельность, игровая деятельность. Совместная деятельность педагогов, детей
и родителей.
2.2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Структурный
компонент

Содержание

Первая часть
занятия упражнение на
развитие
логического
мышления.

Цель первой части – развитие элементов логического
мышления.
Основными задачами являются:
совершенствование навыков классификации;
обучение анализу логических закономерностей и умению
делать
правильные
умозаключения
на
основе
проведенного анализа;
активизация памяти и внимания;
ознакомление с множествами и принципами симметрии;
развитие комбинаторных способностей;
закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть
занятия выполнение
задания,
конструирование,
моделирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному
моделированию.
Основные задачи:
- развитие умения анализировать предмет, выделять его
характерные особенности, основные функциональные
части, устанавливать связь между их назначением и
строением;
- обучение планированию процесса создания собственной
модели и совместного проекта;
- стимулирование конструктивного воображения при
создании постройки по собственному замыслу, по
предложенной или свободно выбранной теме;
- формирование умения действовать в соответствии с
инструкциями педагога и передавать особенности
предметов средствами конструктора;

- развитие

Третья часть
занятия

речи и коммуникативных способностей.

обыгрывание построек, выставка работ.

В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения
каждой части занятия может варьироваться. После проведения ОД педагог
анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит
рефлексию и намечает перспективу деятельности.

2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Название раздела

1

Теория

Кол-во
занятий
1

2

Конструирование по образцу

1

3

Конструирование по модели

1

4

Конструирование по
условиям
Конструирование по
чертежам и схемам
Конструирование по замыслу
Лего-мозаика

2

Формы аттестации/
контроля
Наблюдение за
деятельностью,
мониторинг
Понимание моделей и
их соответствия
Рассматривание моделей
и их соответствия
Проект «Парад Победы»

26

Конструирование

2
1

Выставка работ
Конструирование на
время

5
6
7
Всего:

34

2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Возрастные группы
Содержание

Средняя
группа

Старшая
группа

Подготовительная
группа

Количество возрастных групп

3

4

Начало занятий

06.09.2022

Окончание занятий

31.05.2023 г.

3

Продолжительность занятий

20 минут

25 минут

30 минут

Количество занятий в неделю

1

1

1

Всего занятий в год

34

34

34

2.4 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Согласно Федеральному Закону от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» воспитание –
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону
и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного
отношения
к
культурному
наследию
и
традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Воспитание, осуществляемое в образовательном учреждении, очень
значимо, охватывает весь учебно-воспитательный процесс. В соответствии с
основными принципами государственной политики в сфере образования
воспитательная работа по данной программе осуществляется по следующим
направлениям организации воспитания обучающихся:
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Основные задачи:
‒ систематизировать и расширять представления обучающихся о предметах и
явлениях природы, развивать интерес к их познанию;
‒ формировать бережное отношение к богатствам природы и общества;
‒ формировать навыки нравственного поведения в природной и социальной
среде.
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Основные задачи:
‒ воспитание интереса к прошлому и настоящему Родины;
‒ актуализация знаний обучающихся о государственной символике;
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ
Основные задачи:
‒ воспитание понимания важности здоровья для будущего человека;
‒ обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и в
помещениях.
Воспитательная работа в может проводиться в соответствии с Календарем
образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным
праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской

истории и культуры, утверждаемым Министерством просвещения Российской
Федерации.
Мероприятия воспитательной направленности проводятся как на занятиях
в рамках тем данной программы, так и в формате мероприятий вне
образовательной деятельности, это могут быть: беседы о правилах поведения, в
том числе в рамках инструктажей по технике безопасности, рассказы о
передовых достижениях и важных событиях в мире и государстве, конкурсы
различных уровней, выставки технического творчества, мероприятия,
приуроченные к значимым датам государства и т.д.
2.5 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Коррекционная работа направлена на:
- обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с
ограниченными возможностями здоровья;
- оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, осваивающими Программу учитывает особенности развития и
специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Федеральный стандарт предусматривает
создание комфортной
развивающей образовательной среды. Работа строится таким образом, чтобы
повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать,
контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести
диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Педагог
дополнительного образования работает во взаимосвязи со всеми участниками
образовательного процесса, включая родителей воспитанников.
Работа педагога включает в себя следующие принципы ФГОС ДО:
- создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды;
- организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья
воспитанников, их физическое и психическое развитие;
- формирование взаимодействия воспитателя с детьми с использованием
индивидуального подхода, с учетом зоны ближайшего развития ребенка,
мотивации, доброжелательного отношения к ребенку;
- единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач.
Задача педагога — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать
индивидуальную помощь ему, дать совет. В процессе внедрения инклюзивной
практики педагоги детского сада используют командную, междисциплинарную
форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные
формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг

инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех
участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов).
В структуру занятия на разных его этапах обязательно вводятся
динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять
усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они
проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных
текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков,
развитию памяти. Важным направлением коррекционных мероприятий
является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Занятие Легоконструированием
полностью
удовлетворяет
данную
потребность
воспитанников.

3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ
Для реализации программы используются следующие методические материалы:
учебно-тематический план;
методическая литература для педагогов дополнительного образования;
ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору
схем изготовления изделий;
таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов;
схемы пошагового конструирования;
презентации для занятий;
иллюстрации для занятий;
стихи, загадки по темам занятий;
3.1.2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
Для проведения занятий используются наборы конструкторов Lego серий
CLASSIC, конструктор-аналог Qman и ресурсные наборы к ним.
Для более эффективной организации рабочего места обучающегося
применяются сортировочные контейнеры для деталей.
Перечень литературных источников
При разработке Программы использовались следующие литературные
источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем
значимость и степень влияния их на содержание Программы.
1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. Пособие для
воспитателя, М., «Просвещение»,1973.
2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.

3. Куцакова Л.В. Занятия дошкольников по конструированию и ручному трудуМ.: Издательство «Совершенство», 1999.
4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва:
Издательский дом «Карапуз», 1999. 7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в
детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».