Образовательная программа дополнительного образования «Лего-конструирование» Для детей дошкольного возраста 4-6 лет. Программа разработана: Зам.заведующего по ВМР Кудымовой А.А. г. Верхняя Пышма, 2022 г. Оглавление 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ......................................................................................................................................... 3 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ................................................................................................................... 3 1.1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ....................................................................................................... 4 1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ........................................................................................................... 4 1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА........................................................................................................ 6 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ........................................................................................................................ 9 2.1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА........................................................................ 9 2.2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ ............................................................................................................................ 10 2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН..................................................................................................................................... 11 2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК...................................................................................................... 11 2.4 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА .................................................................................................................. 12 2.5 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ................................................................. 13 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ .................................................................................................................... 14 3.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ............................................................................ 14 3.1.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ............................................................................................................................. 14 3.1.2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ..................................................................................................... 14 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 29.12.12 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепцией развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р; санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ от 28.09.2020 г. № 28); методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (приложение к письму департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242). Данная программа является авторской и предназначена для получения обучающимися дополнительного образования в области конструирования. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с обучающимися разного возраста и различными образовательными возможностями. Конструкторы ЛЕГО вводят детей в мир моделирования, способствуют формированию широкого кругозора воспитанников. Внедрение ЛЕГО-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. 1.1.1 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель программы: содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО- конструированием. Задачи программы: Обучающие: содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого; создать условия для овладения основами конструирования; способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем. Развивающие: создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления; способствовать развитию творческой активности ребёнка; способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире. Воспитательные: содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы; содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль); создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества. 1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Целевые ориентиры первого года обучения. Уметь различать и называть детали лего-конструктора. Иметь навыки простейшего анализа сооруженных построек (форма, величина, цвет деталей). Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по простейшим наглядным схемам. Иметь представления о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). Выделять в предметах их пространственные характеристики: «высокийнизкий», «широкий-узкий», «длинный-короткий». Владеть разнообразными способами скрепления деталей. Иметь навыки концентрации внимания и координации движений при соединении деталий конструктора. Уметь воспроизводить в постройке знакомый предмет, оформлять свой замысел путем предварительного называния будущей постройки. Уметь развивать и поддерживать замысел в процессе развертывания конструктивной деятельности Уметь определять изображённый на схеме предмет, называть его функции Иметь навыки конструирования: по образцу, по условиям, по замыслу, по чертежам и наглядным схемам (иметь представление, что схема несет информацию не только о том, какой предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме. Целевые ориентиры второго года обучения. Расширять и обогащать практический опыт в процессе конструирования приобретенный за предыдущий год. Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается. Совершенствовать умение соотносить реальную конструкцию со схемой. Уметь сравнивать полученную постройку с задуманной. Уметь анализировать качеством и результат работы. Уметь рассуждать вслух при решении конструктивной задачи. Иметь навыки составления схем. Уметь действовать в коллективе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки. Проявлять творчество и фантазию в создании работ, новых оригинальных конструкции. Уметь рассказывать о постройке других воспитанников. Уметь преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями. Уметь сотрудничать с партнером, объяснять и аргументированно отстаивать свои идеи. Целевые ориентиры третьего года обучения. Обучать конструированию по графической модели. Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве. Учить работать в группе (внимательно относиться друг к другу, договариваться о совместной работе, распределять обязанности, планировать общую работу, действовать согласно договору, плану, конструировать в соответствии с общим решением. В результате освоения программы «Лего-конструирование» дошкольник должен знать: - Названия деталей конструктора, различать их. - Варианты способов крепления Лего-элементов. Кроме того дошкольник должен уметь: - Конструировать по условиям, заданным педагогом. - Конструировать по образцу, заданной схеме. - Конструировать по замыслу. - Творчески реализовывать собственные замыслы. - Работать в паре, в коллективе. 1.3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Система отслеживания, контроля и оценки результатов процесса обучения по данной программе имеет три основных элемента: 1. Определение начального уровня знаний, умений и навыков обучающихся. 2. Текущий контроль в течение учебного года. 3. Итоговый контроль. Входной контроль осуществляется в начале обучения, имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся, определить направления и формы работы. Входной контроль осуществляется в ходе первых занятий с помощью наблюдения педагога за работой обучающихся. Текущий контроль проводится в течение учебного года. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется. Критерий текущего контроля – степень усвоения обучающимися содержания конкретного занятия. Для определения результативности педагог использует методы: наблюдение за работающими детьми, обсуждение результатов с обучающимися, анализ выполненных заданий и работа над ошибками. Итоговый контроль. Во время итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения. Усвоение теоретического и практического материала отслеживается следующими способами: - подбор деталей, необходимых для конструирования (по форме, цвету, размеру, способу крепления); - конструирование по образцу; - конструирование по пошаговой схеме; - конструирование по условиям, заданным педагогом; - самостоятельное творческое конструирование. Оценка результатов. По итогам составляется таблица отслеживания образовательных результатов (см. Таблица 1), в которой обучающиеся по каждой теме выходят на следующие уровни шкалы оценки: Высокий результат (++) – полное освоение материала, может самостоятельно, быстро и без ошибок выполнять работу; Достаточный (+) – освоение материала с небольшими пробелами, может выполнять работу в среднем темпе, самостоятельно исправляя ошибки; Средний (-) – элементарная грамотность, может выполнять работу в медленном темпе, исправляя ошибки под руководством педагога; Низкий (--) – освоение материала на минимально допустимом уровне, может выполнять работу только под контролем педагога. Нулевой (0): не освоение материала, полное отсутствие навыков и умений. № п/п Таблица 1 Уровень развития умений и навыков Умение выбрать Умение Умение Фамилия, Имя необходимые конструировать конструировать обучающегося детали по форме по образцу по пошаговой и цвету схеме октябрь май октябрь май октябрь май Уровень развития умений и навыков 1. Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету) Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали. Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь. Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности. Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь Нулевой (0): Полное отсутствие навыка 2. Умение конструировать по образцу Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу. Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу. Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога. Нулевой (0): Полное отсутствие умения 3. Умение конструировать по пошаговой схеме Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме. Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме. Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога. Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога. Нулевой (0): Полное отсутствие умения. Формы отслеживания и контроля развивающих и воспитательных результатов: - входной контроль и систематический текущий контроль показателей общего познавательного развития (внимания, памяти, воображения, логического мышления), волевых качеств личности (дисциплинированности, ответственности, самоорганизации, целеустремлённости, настойчивости в достижении поставленной цели и т.д.); - сравнительный анализ успешности выполнения заданий обучающимися на начальном и последующих этапах освоения программы; - оценка устойчивости интереса обучающихся к занятиям с помощью наблюдения педагога и самооценки обучающихся; - статистический учет сохранности контингента обучающихся по годам обучения; - анализ творческих работ обучающихся; - создание банка индивидуальных творческих достижений обучающихся. Контроль показателей общего познавательного развития и волевых качеств личности проводится с помощью методов наблюдения за обучающимися в ходе занятий. Отслеживание динамики развития интереса к занятиям по Легоконструированию и творческих способностей обучающихся проводится в соответствии с таблицей 2. Полученные результаты фиксируются в журнале, специальном дневнике или электронном документе педагога. Параметры Интерес к предмету Творческие способности Степень выраженности оцениваемого качества (показатели) Критерии Степень устойчивости интереса к выбранной области деятельности Креативность в выполнении практических заданий Интерес продиктован ребенку извне (поддерживается педагогом) Периодически поддерживается самим ребенком Постоянно поддерживается ребенком самостоятельно Репродуктивный уровень – ребенок выполняет задания на основе образца. Выполняет практические задания с элементами творчества. Творческий уровень – ребенок проявляет высокую степень творческой активности при выполнении заданий Уровень Оцениваемого качества (в баллах) 0-4 5-7 8-10 0-4 5-7 8-10 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Продолжительность программы: данная программа рассчитана на 4 года обучения. Первый год обучения (средняя группа) – 34 занятия по 20 минут (один раз в неделю) Второй год обучения (старшая группа) – 34 занятия по 25 минут (один раз в неделю); Третий год обучения (подготовительная группа) – 34 занятия по 30 минут (один раз в неделю). Занятия проводятся с одной подгруппой детей не более 8-10 человек. Основные методы работы: словесные (рассказ, беседа, инструктаж), наглядные (демонстрация), репродуктивные (применение полученных знаний на практике), практические (конструирование), поисковые (поиск разных решений поставленных задач). Основные формы работы: игровая деятельность. Основные приёмы работы: беседа, ролевая игра, познавательная игра, задание по образцу (с использованием инструкции). Форма организации деятельности. Непосредственно – образовательная деятельность, игровая деятельность. Совместная деятельность педагогов, детей и родителей. 2.2 СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Структурный компонент Содержание Первая часть занятия упражнение на развитие логического мышления. Цель первой части – развитие элементов логического мышления. Основными задачами являются: совершенствование навыков классификации; обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа; активизация памяти и внимания; ознакомление с множествами и принципами симметрии; развитие комбинаторных способностей; закрепление навыков ориентирования в пространстве. Вторая часть занятия выполнение задания, конструирование, моделирование. Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию. Основные задачи: - развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением; - обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта; - стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме; - формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора; - развитие Третья часть занятия речи и коммуникативных способностей. обыгрывание построек, выставка работ. В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может варьироваться. После проведения ОД педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию и намечает перспективу деятельности. 2.2 УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Название раздела 1 Теория Кол-во занятий 1 2 Конструирование по образцу 1 3 Конструирование по модели 1 4 Конструирование по условиям Конструирование по чертежам и схемам Конструирование по замыслу Лего-мозаика 2 Формы аттестации/ контроля Наблюдение за деятельностью, мониторинг Понимание моделей и их соответствия Рассматривание моделей и их соответствия Проект «Парад Победы» 26 Конструирование 2 1 Выставка работ Конструирование на время 5 6 7 Всего: 34 2.3 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Возрастные группы Содержание Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа Количество возрастных групп 3 4 Начало занятий 06.09.2022 Окончание занятий 31.05.2023 г. 3 Продолжительность занятий 20 минут 25 минут 30 минут Количество занятий в неделю 1 1 1 Всего занятий в год 34 34 34 2.4 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА Согласно Федеральному Закону от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. Воспитание, осуществляемое в образовательном учреждении, очень значимо, охватывает весь учебно-воспитательный процесс. В соответствии с основными принципами государственной политики в сфере образования воспитательная работа по данной программе осуществляется по следующим направлениям организации воспитания обучающихся: ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Основные задачи: ‒ систематизировать и расширять представления обучающихся о предметах и явлениях природы, развивать интерес к их познанию; ‒ формировать бережное отношение к богатствам природы и общества; ‒ формировать навыки нравственного поведения в природной и социальной среде. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Основные задачи: ‒ воспитание интереса к прошлому и настоящему Родины; ‒ актуализация знаний обучающихся о государственной символике; ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ Основные задачи: ‒ воспитание понимания важности здоровья для будущего человека; ‒ обучение правилам безопасного поведения обучающихся на улице и в помещениях. Воспитательная работа в может проводиться в соответствии с Календарем образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры, утверждаемым Министерством просвещения Российской Федерации. Мероприятия воспитательной направленности проводятся как на занятиях в рамках тем данной программы, так и в формате мероприятий вне образовательной деятельности, это могут быть: беседы о правилах поведения, в том числе в рамках инструктажей по технике безопасности, рассказы о передовых достижениях и важных событиях в мире и государстве, конкурсы различных уровней, выставки технического творчества, мероприятия, приуроченные к значимым датам государства и т.д. 2.5 ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ Коррекционная работа направлена на: - обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья; - оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы; - разностороннее развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. Коррекционная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу учитывает особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей. Федеральный стандарт предусматривает создание комфортной развивающей образовательной среды. Работа строится таким образом, чтобы повышалась познавательная мотивация детей, ребёнок учился планировать, контролировать и оценивать учебные действия, мог работать в группе, вести диалог со взрослыми и другими детьми, уметь отстаивать свое мнение. Педагог дополнительного образования работает во взаимосвязи со всеми участниками образовательного процесса, включая родителей воспитанников. Работа педагога включает в себя следующие принципы ФГОС ДО: - создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды; - организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников, их физическое и психическое развитие; - формирование взаимодействия воспитателя с детьми с использованием индивидуального подхода, с учетом зоны ближайшего развития ребенка, мотивации, доброжелательного отношения к ребенку; - единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач. Задача педагога — вникнуть в проблему ребенка с ОВЗ, оказать индивидуальную помощь ему, дать совет. В процессе внедрения инклюзивной практики педагоги детского сада используют командную, междисциплинарную форму работы, при планировании своей деятельности применяют проектные формы организации образовательного процесса, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов и включение в этот целостный комплекс всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов). В структуру занятия на разных его этапах обязательно вводятся динамические паузы или физкультурные минутки, помогающие снять усталость, переключить детей на другой вид деятельности. Чаще всего они проводятся с использованием музыкального сопровождения и стихотворных текстов, что способствует закреплению правильного произношения звуков, развитию памяти. Важным направлением коррекционных мероприятий является развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук. Занятие Легоконструированием полностью удовлетворяет данную потребность воспитанников. 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 3.1.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ Для реализации программы используются следующие методические материалы: учебно-тематический план; методическая литература для педагогов дополнительного образования; ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления изделий; таблицы для фиксирования результатов образовательных результатов; схемы пошагового конструирования; презентации для занятий; иллюстрации для занятий; стихи, загадки по темам занятий; 3.1.2 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ Для проведения занятий используются наборы конструкторов Lego серий CLASSIC, конструктор-аналог Qman и ресурсные наборы к ним. Для более эффективной организации рабочего места обучающегося применяются сортировочные контейнеры для деталей. Перечень литературных источников При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы. 1. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников. Пособие для воспитателя, М., «Просвещение»,1973. 2. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001. 3. Куцакова Л.В. Занятия дошкольников по конструированию и ручному трудуМ.: Издательство «Совершенство», 1999. 4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981. 5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999. 7. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.