Рабочие программы учителей-логопедов
Структура рабочей программы в соответствии с требованиями Федеральной образовательной программы (ФОП) и Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел программы включает пояснительную записку, определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию программы, целевые ориентиры и планируемые результаты.
Содержательный раздел программы включает описание образовательной деятельности образовательной области «Речевое развитие»; формы, способы, методы и средства реализации программы; характер взаимодействия педагогических работников с детьми; характер взаимодействия с семьей; система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому; содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся (программу коррекционно-развивающей работы, программу воспитания обучающихся на текущий учебный год.
Организационный раздел включает в себя психолого-педагогические условия реализации программы, особенности организации РППС, оборудование логопедических кабинетов, материально-техническое обеспечение программы, примерный перечень литературных, художественных, анимационных произведений, кадровые условия реализации программы, режим дня и распорядок занятий на логопедическом пункте, нормативно-правовую базу и перечень специальной и методической литературы к программе.
В программе раскрыты цель, задачи и содержание работы в образовательной области «Речевое развитие детей дошкольного возраста» с учетом возрастных и психологических особенностей дошкольников с нарушениями речи, в том числе и с ТНР, ЗПР. В основе календарно-тематического планирования коррекционно-развивающей логопедической работы с детьми лежит комплексный тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение материала.
Лексический материал отбирается с учетом этапа коррекционного обучения, индивидуальных, речевых и психологических возможностей детей, при этом принимаются во внимание зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка, что обеспечивает развитие его мыслительной деятельности и умственной активности.
Программа рассчитана на коррекцию речевых недостатков у детей дошкольного возраста.
Объем учебного материала соотнесен с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы с детьми является игровая деятельность – ведущий вид деятельности дошкольников. Коррекционно-логопедические занятия включают в себя игры и игровые коррекционно-развивающие задания и упражнения, что способствует наиболее эффективному усвоению логопедического материала детьми.